Время и Деньги

Присяжные признали “Жилку”

В пятницу в Верховном суде Татарстана присяжные заседатели огласили вердикт по делу организованного преступного сообщества “Жилка”.

Оглашение вердикта заняло два дня. Присяжные ответили на 427 вопросов о причастности подсудимых к вменяемым им преступлениям.

Напомним, что 16 подсудимым были предъявлены обвинения в 25 убийствах, а также серии вымогательств, совершенных в 1995-2000 годы. Кроме того, 12 человек обвинялись в причастности к организованному преступному сообществу “Жилка”, бандам “Хайдеровский двор”, “Бригада Исламея” и группе киллеров Перевицкого и Федотова. Практически все были признаны виновными. Присяжные также сочли доказанными эпизоды, связанные с существованием в Казани преступного сообщества “Жилка”, а также участие в нем подсудимых.

Основные фигуранты дела - Юрий Марухин и Ильсур Гарипов, были признаны виновными в организации ОПС “Жилка”, а также ее структурного подразделения - банды “Хайдеровский двор”. Помимо этого Юрий Марухин признан виновным в организации серии убийств, в том числе нескольких криминальных лидеров.

В 1998 году по заказу Ю. Марухина был застрелен “жилковский” авторитет Александр Навалов (Навал). В 80-х вместе с уже легендарным Хайдером Навалов стоял у истоков группировки. Причем, по словам очевидцев, был много жестче и кровожаднее своего товарища. Однако в 1989 году за совершение разбойного нападения с применением огнестрельного оружия Навалов получил срок. Когда он вышел на свободу, в живых не было уже ни Хайдера, ни многих его товарищей, погибших во время войны с ОПС “Драконы”.

Впрочем, Навалов уже не вмешивался в дела “Жилки” и готовился к коронации в “вора в законе”. За годы заключения он заработал огромный криминальный авторитет и пользовался поддержкой со стороны “воров в законе” Москвы и Сибири. А.Навалов выступал за объединение казанских группировок и был противником разрешения конфликтов с помощью насилия. Причем представители других казанских группировок относились к нему достаточно дружелюбно, тем более, что он не претендовал на их доходы. Навалов не устраивал лишь новых лидеров “Жилки”, поскольку в случае его коронации, “общак” “Жилки” перешел бы под его контроль.

Устранение Навала было поручено группе киллеров Андрея Перевицкого и Евгения Федотова. Авторитета застрелили рядом с ночным клубом “Азия”. Вместе с Наваловым были ранены его брат и администратор клуба.

Через два года Марухин организовал убийство еще одного “жилковского” авторитета - Ислама Галимзянова (Исламей). После убийства в Москве в 1996 году Хайдера Галимзянов занял его место (предварительно убрав с дороги всех конкурентов). Но руководил “Жилкой” Исламей не долго. В 1997 году за вымогательство у пермских коммерсантов $2 млн он был осужден на три года лишения свободы. Именно тогда к власти и пришли до той поры остававшиеся в тени Юрий Марухин, Ильсур Гарипов, Сергей Захаров и Ирек Сиразов (двое последних объявлены в розыск).

Еще в заключении Исламей понял, что будет убит, и даже просил близких никому не говорить о дате своего освобождения. По слухам, он вообще собирался покинуть пределы Казани. Согласно некоторым данным, осенью 2000 года незадолго до смерти Исламей дважды письменно просил министра внутренних дел Татарстана Асгата Сафарова принять его для важного разговора. Дело в том, что после освобождения Исламея был застрелен брат его жены, который пользовался автомашиной зятя и был очень похож на него.

Хотя бывшим товарищам по “Жилке” Исламей заявил, что ему уже ничего не надо и он отходит от дел группировки, “жилковские” все же решили перестраховаться. 1 сентября 2000 года к машине Галимзянова, ожидавшего приятеля в людном дворе, подошел мужчина в торжественном черном костюме с галстуком-бабочкой и расстрелял авторитета. Исламей скончался еще до приезда врачей.

Последний авторитет, в организации убийства которого признали виновным Марухина, - Геннадий Хватландзия (“Гена-зверь”, “Абхазец”), приближенный авторитетного предпринимателя Отара Квантришвили. Его убили весной 2000-го в Орске по заказу местной ОПГ “Корчаги”. Абхазец, по оперативным данным, подчинил себе все орские группировки, и лишь “корчаги” противились его влиянию. Местные бандиты безуспешно пытались взорвать Абхазца или расстрелять его из автоматов. Зато это без труда удалось сделать “жилковским”. С помощью спецаппаратуры киллеры подключились к мобильному телефону Абхазца, установили его местонахождение и застрелили.

К сожалению, не дожили до суда руководители “жилковской” бригады киллеров Андрей Перевицких и Евгений Федотов. Именно им приписывается большинство совершенных группировкой убийств. В июле 1999 года оба поехали на сборы в подконтрольный “жилковским” ресторан и в тот же день исчезли. По неофициальным данным, мужчины были причастны не к одному десятку убийств. Их смерти мог желать кто угодно. Впрочем, наиболее вероятная версия их гибели все же связана с конфликтом внутри группировки. Скорее всего, с окончанием войны с ОПС “Драконы” надобность в их услугах отпала и “жилковские” решили избавиться от штатных киллеров.

Зато перед судом предстали рядовые исполнители убийств. Один из них - Радик Аипов - обвиняется в убийстве в 1995 году казанского “вора в законе” Виктора Михайлова (Амбал). После освобождения из заключения в 1993 году Амбал планировал остаться в Казани, что не нравилось лидеру “Жилки” Хайдеру. Авторитет Амбала был много выше хайдеровского, и он мог повредить “жилковским”. Кроме того, Амбал недолюбливал агрессивную политику Хайдера и называл его “бандитом с большой дороги”. Узнав о том, что его “заказали”, Амбал даже обиделся на Хайдера за то, что за его голову назначили слишком маленькую награду.

Амбал насколько раз пытался поговорить с Хайдером, но их встреча так и не состоялась. А в 1995 году на Амбала было совершено покушение. Однако “вор в законе” выжил и попал в больницу. Казанские милиционеры приставили к пациенту двух охранников, круглосуточно дежуривших у его палаты. Но в одну из октябрьских ночей охрана по невыясненным причинам была снята и в палату Амбала ворвались двое киллеров, переодетых в форму спецназа. “Вора в законе” с женой расстреляли из автоматов. В убийстве принимали участие Андрей Перевицких и Радик Аипов. Впрочем, рекордсменом по убийствам среди подсудимых стал Алексей Снежинский (Снежок). Он был признан виновным в убийстве восьми человек.

От другой банды киллеров - “Бригады Исламея” - в живых остались лишь два человека: Евгений Краснов и Артур Якупов (Акула). Последнего, помимо участия в банде и преступном сообществе, признали виновным еще и в организации убийства и покушении на троих человек. В 1997 году “жилковские” охотились на авторитета ОПГ “Кинопленка” Игоря Афанасьева (Афоня), который, в свою очередь, совершил покушение на Исламея. В марте 1996 года Краснов и Якупов расстреляли автомобиль, в котором находился Афоня и еще трое участников его бригады. Один из находившихся в машине мужчин был убит, остальные, в том числе Афоня, получили ранения. От смерти авторитета спас бронежилет. Но жить ему оставалось недолго: когда Евгений Краснов совершил на него очередное покушение, бронежилета на Афоне не было...

Сравнительно немного среди убитых “жилковскими” оказалось коммерсантов. Но от этого их убийства не становились менее жестокими. В октябре 1997 года “жилковские” вымогали у казанского коммерсанта 10 млн рублей. Избив мужчину, они отобрали у него обручальное кольцо и пообещали разделаться с его семьей, если тот обратится в правоохранительные органы. Но коммерсант, не испугавшись угроз, написал заявление в милицию. Его нашли и застрелили на глазах у пятилетнего сына.

Кроме того, “жилковских” признали виновными в убийстве в начале 1999 года заместителя директора “Казанского завода СК им. Кирова”. Нанятые ими киллеры, инсценировали разбойное нападение на менеджера. Его подкараулили на лестничной площадке дома и насмерть забили металлическими прутьями. С места преступления бандиты унесли папку с важными документами о поставках продукции предприятия.

Одно из последних убийств было совершено в 2000 году в Ростове-на-Дону, где жилковские расправились с президентом ассоциации корейцев Ростова-на-Дону адвокатом Олегом Кимом. Адвокат передвигался лишь в сопровождении вооруженных телохранителей, а район, где он жил, охранялся милицией. У офиса Кима встречала охрана, а в тот момент, когда он подъезжал к крыльцу, мимо всегда проезжала милицейская машина. Но это обстоятельство нисколько не смутило киллера Алексея Снежинского: адвокат был застрелен, когда вылезал из машины. Вместе с ним погиб и его охранник.

В правоохранительных органах вердикт присяжных восприняли как вполне закономерный. Источник в МВД Татарстана не исключает, что некоторые подсудимые теперь могут получить даже пожизненные сроки лишения свободы.

Защитники, в свою очередь, заявляли, что в ходе процесса были допущены некоторые процессуальные нарушения. Например, присяжным продемонстрировали протокол допроса Амбала без его подписи. Другой адвокат заявил, что лично он доволен вердиктом, поскольку у него теперь “остается возможность жаловаться в Москву”.

Впрочем, вердикт присяжные уже вынесли, и не может обсуждаться. Подсудимые признаны виновными, и сейчас речь идет лишь о назначении им наказания. Судебное заседание уже в отсутствии присяжных возобновится в сентябре. После прений, на которых будет решаться вопрос о назначении подсудимым сроков лишения свободы, суд удалится для вынесения приговора. Впрочем, пока непонятно, о чем именно будут говорить на прениях адвокаты, поскольку на протяжении всего следствия они заявляли о непричастности своих подзащитных к предъявленным им обвинениям.

Из досье “ВиД”. Преступное сообщество “Жилка” в конце 70-х - начале 80-х годов организовал на территории казанского поселка Жилплощадка авторитет Хайдар Закиров (Хайдер). В начале 90-х группировка численностью в несколько сот человек стала одной из самых влиятельных группировок страны. Подорвала “Жилку” война 1994-1996 года с конкурирующим казанским ОПС “Драконы”. По подсчетам правоохранительных органов, к деятельности обоих сообществ тогда были причастны более семи тысяч человек. За время войны “Жилка” потеряла десятки бойцов. Столкнувшись с массовыми убийствами, руководство Татарстана было вынуждено принять закон о борьбе с оргпреступностью, разрешивший задерживать участников ОПГ на 30 суток. Война закончилась в 1996 году, когда Хайдер был расстрелян в Санкт-Петербурге в ходе тщательно спланированной операции. А “Жилка” развалилась на самостоятельные группировки. В 2001 году “жилковских” стали арестовывать в Казани и Севастополе. Среди задержанных оказались как лидеры группировок, так и киллеры.
322
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии