Время и Деньги
21.07.2004 Политика

Вице-президент от мусульман не нужен

Предложение председателя Совета муфтиев РФ Равиля Гайнутдина ввести со временем в России пост вице-президента от мусульман мало кого оставило равнодушным. "ВиД" обратился за комментариями к нашим землякам.

- Это предложение неприемлемо, - сказал первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла-хазрат. - Оно противоречит российской Конституции. Церковь у нас отделена от государства, так как же может представитель конфессии быть включен в структуры госвласти? А если мы начнем в чьих-то интересах и так, и сяк перекраивать Конституцию, - далеко зайдем... Кроме того, такое предложение, наверняка, вызовет у многих протест, может усилить исламофобию.

А вот ко второму предложению Равиля Гайнутдина - об укреплении вертикали власти в мусульманских духовных структурах - стоит прислушаться. Нам давно пора иметь единого предстоятеля, по примеру других конфессий. Это, безусловно, повысит статусность нашей конфессии, послужит объединению всех правоверных. Ведь сейчас у нас три духовных центра: Москва, Уфа, Северный Кавказ, - и это порождает определенные проблемы.

Мне кажется, разумно позаимствовать структуру у Турции. Там работу всех муфтиев различных регионов и городов объединяет управление по делам религии, руководитель которого не имеет духовного звания. Такая постановка дела вполне отвечает логике Евросоюза и более всего подходит к российскому менталитету. Важно, чтобы этот руководитель обладал безусловным авторитетом среди российских мусульман. Так, эта роль идеально подошла бы Президенту Шаймиеву, если он когда-либо оставит свой пост.

- Я думаю, то, возможности чего не исключил очень уважаемый мною Равиль Гайнутдин (появление вице-президента от мусульман), просто нереально. Хотя как идея имеет право на существование. Но Россия - светское государство. Да и подобных постов нет даже в такой исламской стране, как Турция, - считает Фарид Юсупов, профессор факультета татарской филологии и истории КГУ. - Что получается - надо будет вводить посты вице-президентов для православных, буддистов и так далее? Сегодня мы правильно делаем, что очень осторожно относимся к различным аспектам национальных и конфессиональных вопросов. Этим путем надо идти и дальше. Мое мнение: власть и религия должны быть разделены. Срастание какой-либо конфессии с государственным аппаратом чревато трудно предсказуемыми последствиями.

- В этом вопросе есть три момента. Первый. По Конституции, такой должности нет. Второй. Равиль Гайнутдин не принадлежит к светской части общественной жизни. То есть богу богово. И - третий. Очевидно, эта мысль родилась потому, что по факту Россия - многоконфессиональна, а политическое руководство страны проводит явно проправославную политику. Ранг православия, безусловно, выше, чем у других конфессий. И политическое руководство прямо подчеркивает свое благоволение православию. Видимо, Равиль Гайнутдин и хотел обратить внимание на эту проблему, - полагает Марат Галеев, председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Государственного совета РТ.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии