Время и Деньги
14.04.2010 ТВ и кино

Темная история с голубыми экранами

Понять логику наших властей можно - ВГТРК “Татарстан” предстоит войти в российский холдинг. Кому же охота вкладывать деньги в чужой бизнес? С другой стороны - ВГТРК “Татарстан” вправе занимать в сетке вещания российского канала 6 часов в сутки. Используя это время с умом, можно многое сделать для создания соответствующего имиджа республики. Выходит, интерес у республиканских властей в успешной работе ВГТРК “Татарстан” - прямой.Председатель ВГТРК Ирек Муртазин настроен пессимистично: время вещания сокращается из месяц в месяц, и вовсе не из-за происков Москвы. Техника доживает последние дни, да и такой не хватает. Десятки сотрудников, готовых выпускать конкурентоспособные передачи, находятся из-за этого в творческом простое. Правда, татарстанское правительство еще два месяца назад выделило ТНВ деньги на приобретение нового оборудования с тем, чтобы этот канал мог сдавать свои бывшие в употреблении камеры и монтажные в аренду ВГТРК, но до сих пор даже тендер на закупку не проведен. По словам Муртазина, после вмешательства Президента Минтимера ШаймиеваТатарстан” получил 6 млн рублей, что позволит хоть как-то продержаться до нового года. А что станется с каналом позже, неясно, поскольку непонятно, когда ему удастся вступить в холдинг. К тому же Москва, как сообщил И.Муртазин, готова выделить средства на зарплату, взять на себя “сигнал”, но вовсе не собирается закупать оборудование.

Аналогичная ситуация и на радио. Представитель радиожурналистов Джавдат Тарзиманов говорил о том, что в течение десятилетий удалось трудами нескольких поколений создать по-своему уникальное республиканское радио, аудитория которого - вся республика, и те радиопередачи, которые сейчас идут по ТНВ, в этом плане неконкурентоспособны, во всяком случае они не смогут заменить программ радио “Татарстан”. Сделав экскурс в историю, он обратил внимание на то, что в 20-е годы Шамиль Усманов на базе военной лаборатории сумел создать татарстанское радио, сейчас же идет обратный процесс.

Особняком стоял вопрос об уникальных фондах, которые создавались трудами теле- и радиожурналистов. В архивах телевидения и радио остались записи мастеров сцены и слова, известных ученых и политиков, репортажи о знаковых событиях в жизни республики. С точки зрения культуры и истории эти документы бесценны, но в условиях рынка и конкуренции каналов они как раз имеют цену, и весьма высокую. Поэтому и стали яблоком раздора: коллектив ВГТРК считает архивы своей собственностью, не подлежащей практически безвозмездной передаче на частный канал. На ТНВ, напротив, полагают, что именно такая передача только и способна сохранить архивы - их собираются переписать на электронные носители.

Вице-премьер РТ Зиля Валеева попыталась отчасти примирить конфликтующие стороны, сообщив, что прорабатывается и такой вариант, как отчуждение архивов от обоих каналов в самостоятельную организацию. В этом случае на определенных условиях ими сможет пользоваться вся республика, от журналистов до творческих союзов. В конце концов эти архивы - прежде всего государственная собственность. При этом она заявила, что нельзя квалифицировать ТНВ как частный канал, поскольку на 95 процентов он организован на бюджетные средства. Но это тоже вносит сумятицу в умы. Почему же в таком случае в постановлении Кабмина по этому поводу лишь 46 процентов акций ТНВ остаются у государства, а 54 процента передаются частной компании? По логике этого документа пропорции при инвестировании канала должны быть принципиально иными. С чего бы вдруг государству из своего кармана “накачивать” канал, у которого на самом деле другой хозяин?

Но этот вопрос, как и многие другие, пока остается без ответа. Члены комиссии Госсовета посчитали, что их заседание - лишь старт серьезного разговора о судьбах республиканского телевидения. Но как он пойдет и чем закончится, зависит как от позиции правительства республики, так и от готовности руководителей каналов к диалогу.

6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии