Время и Деньги
03.09.2009 Финансы

Налоговая амнистия: миф или реальность

В настоящее время Министерством Финансов РФ дорабатывается законопроект о налоговой амнистии. По словам заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова1, проект должен быть представлен Правительству к 1 октября текущего года. Какие цели преследует амнистия? Что могут ожидать налогоплательщики от этой акции? Не превратится ли закон в пустую декларацию? За комментариями мы обратились к управляющему партнеру агентства юридических налоговых экспертиз ЮНЭКС (Казань) Эдуарду Зяббарову.

ваш налоговый адвокат

- Какие причины побудили власть простить налогоплательщиков, скрывших свои доходы?

- Напомним, что законопроект является реакцией Правительства на послание Владимира Путина Федеральному собранию 25 апреля, в котором Президент указал: "Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы. Такой порядок должен сопровождаться только двумя условиями: уплатой 13-процентоного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки".

Очевидно, что образование незадекларированных капиталов стало, в том числе, следствием отсутствия правового поля до вступления в силу первой части НК, применения максимальной ставки подоходного налога (30 процентов), неподъемной ставки социальных платежей (около 40 процентов), которые работодатель должен был вносить в бюджет с заработной платы, а также наличия других обременений. Предложение Президента в этой связи очень разумно. Он предлагает подвести черту под тем, что было, и начать с чистого листа.

Еще более значимой целью предполагаемой амнистии является стимулирование прихода капиталов, накопленных гражданами, в национальную экономику. Хотя реальность достижения именно этой цели вызывает наибольшие дискуссии.

- Каков должен быть порядок проведения налоговой амнистии, по мнению Министерства Финансов РФ?

- Законопроект предусматривает следующую технологию легализации доходов. Физическое лицо вносит денежные средства на счет в банке, заполняет упрощенную декларацию в двух экземплярах и перечисляет 13 процентов в федеральный бюджет. После подтверждения банком перечисления сбора в бюджет второй экземпляр декларации с отметкой налогового органа возвращается гражданину. После этого он вправе распорядиться средствами на счете в банке по собственному усмотрению.

По версии Министерства Финансов налоговая амнистия должна отвечать следующим ключевым требованиям. Во-первых, компания по декларированию капиталов должна проводиться с 1 января по 1 июня 2006 года. Предусмотрено декларирование доходов, полученных до 2005 года. Доходы 2005 года под амнистию не подпадают, чтобы не спровоцировать граждан декларировать доходы 2005 года в упрощенном порядке. Во-вторых, декларированию подлежат как доходы, накопленные внутри страны, так и вывезенные за границу. Заплатить 13 процентов (по мнению Минфина, это не налог, а единовременный сбор) с таких доходов может не только гражданин России, но и любое физическое лицо (на юридических лиц амнистия не распространяется). В-третьих, ограничения по декларируемым суммам, а также по банкам не предусматриваются. Лица, участвующие в амнистии освобождаются от административной и уголовной ответственности за налоговые правонарушения. И в-четвертых, легальность происхождения доходов (с учетом норм Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") будет проверять Росфинмониторинг.

- Существуют ли официальные оценки экономического эффекта, который может дать налоговая амнистия?

- Сегодня вряд ли кто-то может спрогнозировать эффективность амнистии, соответственно оценить объемы средств, которые могут поступить в экономику. В ходе "круглого стола", прошедшего 28 июня в Госдуме, на котором обсуждались перспективы налоговой амнистии, председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник2 предположил, что если российская амнистия окажется сопоставимой по эффективности с казахской, где удалось вернуть порядка $700 млн, то, учитывая масштабы экономики России, вернуться может $14 млрд. Это очень оптимистичный прогноз, который не учитывает ряд процедурных проблем, которые, на наш взгляд, содержит механизм, предложенный Минфином, а также фундаментальную проблему доверия граждан своему государству.

- О каких процедурных проблемах идет речь?

- На наш взгляд, таких проблем несколько. Например, механизм амнистии предусматривает освобождение граждан от налоговой ответственности (административной и уголовной), а как быть с нарушением валютного законодательства, которое могло иметь место при вывозе капиталов за пределы России? Открытие счетов в иностранных банках без соблюдения надлежащих процедур строго карается. Очевидно, что без освобождения от санкций за нарушение валютного законодательства, амнистия капиталов, вывезенных за границу не состоится.

Непонятна ситуация с неденежными активами граждан. Вряд ли кто-то хранит крупные доходы в денежной форме. Такие доходы, скорее всего, вложены в недвижимость, ценные бумаги, бизнес, причем не только в России. В этой связи возникает проблема оценки неденежных капиталов. Многие не захотят или не смогут превратить такие капиталы в деньги, чтобы перечислить их на счета в российских банках.

Вызывает обоснованные опасения проблема конфиденциальности данных. Нет никаких гарантий, что базы данных о капиталах граждан не поступят в свободную продажу. Известно, что подобные факты, к сожалению, имели место.

Учитывая, что, с одной стороны, многие получили доходы с использованием оффшоров и других низкозатратных механизмов, а с другой стороны, такие доходы давно материализованы, соответственно, риски возникновения проблем с властью минимальны, с позиции привлечения инвестиций разумно снизить планируемую ставку сбора за амнистию.

- Складывается впечатление, что главным образом, по версии Минфина, преследуется фискальная цель амнистии, а не инвестиционная?

- Абсолютно с этим согласен. В целях привлечения финансовых средств в экономику и улучшения инвестиционного климата в стране было бы разумно распространить налоговую амнистию и на юридических лиц. С экономической точки зрения юридические лица являются формой объединения граждан для ведения бизнеса. Понятно, что большая часть капиталов не лежит под подушкой у граждан, а работает на бизнес. Узкофискальный подход Минфина, по нашему мнению, не отвечает положениям Послания Президента Федеральному Собранию о "стимулировании прихода капиталов в экономику" и его мнению о том, что "эти деньги должны работать на нашу экономику".

Вектор амнистии должен быть в большей степени направлен на партнерский подход, на стимулирование государством инвестиций, как со стороны граждан, так и организаций. С этой точки зрения эффект может дать лишь символический сбор в 3-5 процентов.

- Считаете ли вы, что в ходе рассмотрения законопроекта депутаты смогут устранить проблемы, препятствующие эффективному проведению амнистии?

- Судя по информации, которая была опубликована СМИ3 по итогам "круглого стола", на котором 28 июня обсуждался проект, предложенный Минфином, депутаты понимают проблемы проведения налоговой амнистии. По мнению многих из них, государство должно предложить более либеральный вариант, который учитывает баланс интересов граждан и государства. Необходимо предоставить гражданам четкие гарантии, что их деньги не будут ни при каких обстоятельствах изъяты в пользу государства, а они не будут подвергнуты преследованиям по окончании амнистии.

Такое понимание дает надежду на то, что власть проявит политическую волю и устранит большинство проблемных вопросов в процедуре амнистии.

С инвестиционной точки зрения амнистия должна быть безусловной. По мнению зампреда Госдумы, лидера ЛДПР Владимира Жириновского, как только речь зайдет о каких-то проверках, никто ничего в банки не понесет. Амнистия должна быть всеобъемлющая - вези откуда хочешь, сколько хочешь, и никаких вопросов тебе не зададут. Только тогда будет успех.

Вместе с тем, вряд ли государство откажется от проверки источников неучтенных доходов. В противном случае амнистия капиталов может превратиться в легализацию преступных доходов. В необходимости проведения проверок источников доходов кроется большая проблема. Очевидно, что многие граждане откажутся от амнистии именно по этой причине. Даже если доход не имеет криминального источника, возможно, что его раскрытие приведет к налоговым последствиям у организации, выплатившей такой доход. Налоговых прощений же организациям никто не обещает. Проверки могут привести и к другим негативным последствиям.

Ключевая проблема в проведении амнистии - это доверие граждан власти. Именно низкое доверие, по-видимому, превратит хорошее начинание в пустую декларацию.

- Какие тенденции в налоговой сфере позволяют говорить о низком доверии налогоплательщика к государству?

- Влияние государства на экономику в последнее время увеличивается. В сфере налогообложения это связано с нарастанием неопределенности. Все более широкое использование в налоговом законодательстве получают субъективные оценочные понятия, такие как "экономическая оправданность затрат", "расчетная цена ценной бумаги", "сопоставимые условия" и т.д. Однако самым мощным фактором неопределенности является критерий добросовестности налогоплательщика, который сформулирован КС РФ. Увеличился карательный характер налоговой системы. В 2004 году ликвидирован в Уголовном кодексе РФ Институт "деятельного раскаяния" как основание для освобождения от уголовной ответственности. Новый карательный инструмент в Определении от 08.06.2004 применил КС РФ, который, руководствуясь ленинским представлением о необходимости подавления частного публичным, санкционировал применение взыскания всего полученного по сделке в доход государства, если сделка направлена на уклонение от уплаты налога.

Несомненно, что такая ситуация позволяет классу бюрократии, выдавая за публичный интерес собственные социальные интересы, сделать с налогоплательщиком (заметьте на избирательной основе) все что угодно. Примеры ангажированности судов ставят под сомнение возможность защиты налогоплательщика в суде. Фактически репрессивную политику в области прав налогоплательщиков последнее время проводит КС РФ. Что стоят последние судебные акты КС РФ, которыми Правительству предоставлены права упрощенного установления сборов, введены неограниченные сроки выездных налоговых проверок, ограничены права на возврат излишне уплаченных косвенных налогов и т.д.

Симптоматично, что попытки либеральных изменений в налоговом законодательстве, в части налогового администрирования, привели к тому, что властью предложен проект закона, которым права налогоплательщика еще более ограничиваются.

Находясь в заведомо бесправном положении, налогоплательщик не может верить государству, чей фискальный интерес, с одной стороны, очевиден, с другой - почти ничем не ограничен. Что если после окончания процедуры амнистии власть решит, что ранее предоставленные правовые гарантии не распространяются, например, на особо недобросовестных налогоплательщиков? Как показывает жизнь, обеспечить волю власти необходимой юридической конструкцией в нашей стране труда не составляет. Например, чиновники могут заявить, что взыскание всего полученного по ничтожной сделке, предусмотрено гражданским законодательством, а при амнистии предусматривалось освобождение только от налоговой ответственности, и на этом основании отобрать у налогоплательщика его капиталы.



_____________________________________________________

1 ИНТЕРФАКС сообщение 16.09.05 С.Шаталова на Экономическом форуме в г. Пермь

2 Источник Коммерсантъ

3 Экономика и Жизнь №26 2005 г.
5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии