Время и Деньги
05.05.2005 Культура

И у пульта пустует место

Не стало Олега Лундстрема. Великий музыкант скончался на даче в подмосковной Валентиновке, где жил последнее время с племянником и его детьми, не дожив до 90 лет.

Самое банальное, что приходит на ум, когда вспоминаешь об Олеге Леонидовиче, - множество легенд, которые ходили и ходят по Казани. О нем и его музыкантах - “шанхайцах”. Именно так их, приехавших в Казань в 1947 году из Шанхая, называли казанцы. Легенды рассказывают о том, как невозможно было попасть в Дом офицеров на танцы - здесь играли “шанхайцы”. Повествуют, как не попавшие на сеанс в кинотеатр “Родина” стояли на улице и слушали джаз, игравший в фойе, - Олег Леонидович всегда просил открыть окна. Наши молодые родители знали “шанхайцев” по именам и перемещались с ними из клуба в клуб, в суровой битве завоевывая “лишний билетик” на концерт. Через два послевоенных года Казань стала российской “родиной джаза” благодаря Лундстрему.

Биографией Олега Леонидовича как-то мало интересовались, да и он, всегда такой элегантный, во фраке и безукоризненно белой манишке, не очень любил в те годы говорить о себе. Между тем жизнь его не была ровной и гладкой. Он родился в 1916 году в Чите, но отец по долгу службы уехал в Китай и увез с собой семью. Лундстрем окончил коммерческое училище и политехнический институт, но учился музыке, и она стала его подлинной страстью. В 1934 году в Харбине Лундстрем с друзьями создал джазовый ансамбль, вскоре молодые музыканты отправились завоевывать Шанхай.

В эмиграции им жилось неплохо, но на родину все равно тянуло. Сначала вернулся отец Олега Леонидовича - и сразу же исчез в сталинских лагерях. Потом все-таки приехали братья Игорь и Олег с друзьями. Казань для поселения выбрал потому, что здесь была консерватория. Олег Леонидович окончил ее по классу композиции и дирижирования. По воспоминаниям композитора Анатолия Луппова, для которого Лундстрем всегда был “просто Олег”, он очень много работал. Иногда на вечер приходилось два выступления, и Луппов подменял Лундстрема у рояля в Доме офицеров на танцах, а Олег Леонидович бежал через дорогу в оперный театр, где играл в оркестре на скрипке. С 1956 года и до дня кончины Лундстрем был художественным руководителем и дирижером оркестра джазовой музыки, который занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый старый непрерывно действующий джазовый коллектив.

Лундстрем приобщил Казань к джазу, он дал возможность приобщиться к татарской музыке слушателям далеко за пределами Татарстана, сделав обработки татарских народных песен, сочинений Ключарева, Шамсутдинова, Сайдашева и других. Лундстрем подарил казанцам возможность гордиться его оркестром, и когда на экране играл его джаз, меломаны, как правило, отмечали: “Наши “шанхайцы” играют!” Казанцы, в свою очередь, назвали именем Олега Лундстрема музыкальную школу и учредили конкурс молодых исполнителей его имени.

Мне повезло однажды брать интервью у Олега Леонидовича, это случилось, когда музыкант приехал на празднование 200-летия Качаловского театра. Мы разговаривали дома у его пасынка Алексея Загорского, а потом поехали в театр. Когда подъехали к Качаловскому, Лундстрем легко выпрыгнул из “газельки” и подал мне руку, помогая выйти. Он был необычайно галантен.

Олег Леонидович прожил долгую, хорошую жизнь. Музыкальный мир без него осиротел.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии