Время и Деньги
20.05.2005 Культура

Союз писателей обзаводится паспортами

Несколько месяцев назад в кабинете председателя Союза писателей РТ появился новый хозяин - Ильфак Ибрагимов. Конечно, по тому короткому сроку, который прошел с момента его избрания, судить о существенных переменах в жизни творческого Союза еще рано, пока самое время просто представить нового председателя.

- Ильфак Мирзаевич, как вы пришли в литературу?

- Как только научился читать, интерес к литературе появился. Еще в школе начал писать стихи, так и пишу до сих пор. Всю жизнь стихи читаю, знаю наизусть многих татарских поэтов.

- Но до того, как вы стали профессиональным литератором, как протекала жизнь?

- Моя биография не такая уж сложная. За 54 года я работал всего в четырех местах. Я приехал в Казань из Актанышского района, чтобы поступать на географический факультет университета, но на экзамены не пошел. Внутренний голос сказал: это не твоя профессия. Я вернулся в деревню, работал заведующим клубом, потом мы с братом поступили в институт культуры. Брат позже окончил ГИТИС, сейчас работает главным режиссером театра в Набережных Челнах. Во время учебы я активно писал, у нас было замечательное литературное объединение, которое вела искусствовед Роза Усманова. Окончив институт, вернулся на родину и работал редактором на районном радио, вел кружки в Доме пионеров. И писал. Потом меня выбрали первым секретарем райкома комсомола, от творческой деятельности пришлось отойти. После одного из пленумов ЦК КПСС начали создавать политотделы в органах милиции - туда партия меня и направила, и 13 лет я проработал заместителем начальника по работе с личным составом. Но стихи писать я не бросил, и меня даже избрали председателем литературного объединения в Актаныше. В 1994 году вышел первый сборник моих стихов, через два года мы выпустили коллективный сборник авторов нашего литобъединения. В последние годы у меня вышли еще две книги. Особенно я люблю жанр четверостиший, мне вообще близка восточная поэзия. Хотя люблю и французских романтиков XIX века, и Лермонтова, и Мандельштама.

- А кого-то из наших татарских поэтов вы могли бы назвать своим учителем?

- Могу. Это Рустам Мингалимов, шестидесятник. В шестидесятые годы в литературу пришла очень интересная группа поэтов и прозаиков, многие работают и до сих пор. Их тоненькие книжечки нам показывали еще в школе. “Вот наши будущие классики”, - говорили учителя. Во многих случаях это сбылось.

- Вы все-таки человек театральный, пьесы никогда не пытались писать?

- Писал. Как я уже говорил, у меня брат - режиссер. Я показывал ему свои пьесы, он попросил кое-что подкорректировать, но я не послушался.

- Как же вы попали в Казань?

- Когда вышел в отставку по выслуге лет в милиции, меня пригласили на должность заведующего отделом культуры района. А потом меня назначили заместителем министра культуры РТ, я курировал культуру села. Но после последнего съезда Союза писателей оказался в этом кабинете.

- И что вы здесь увидели?

- Увидел, что Союз есть, добрая половина активно занимается творчеством, но есть и очень много пожилых людей, средний возраст члена Союза около шестидесяти лет. Моя задача - создать условия для продолжения творческой активности. Среди членов нашего объединения есть много больных людей, инвалидов, им надо помочь.

- Вы разрабатываете какую-то социальную программу?

- Мы создали жилищно-социальную комиссию, начали создавать социальный паспорт Союза писателей РТ - это своеобразный мониторинг. Будем поддерживать людей. Творческая активность в неплохом состоянии, надо поддерживать активность социальную.

- Литературное творчество может сейчас прокормить человека?

- Может, если он большой талант. Гонорары за последние два-три года поднимались, но их не всегда своевременно выплачивают. В этом смысле нет проблем с журналом “Казан утлары” и газетой “Мэдэни жомга” - они платят гонорары вовремя. В издательствах с выплатами тоже есть проблемы.

- Реально сейчас издать книгу, не за свои деньги, разумеется?

- Реально. Правительство нас поддерживает. Ежегодно наши издательства выпускают до 300 наименований книг. Это хорошая цифра. Есть люди, которые очень активны и каждый год выпускают по книге. Например, Мадина Маликова, у нее просто непрерывный поток идет. Вообще же у многих цикл от написания до издания книги занимает три года, при таком условии прокормить семью, естественно, невозможно. Но у настоящих писателей апатии нет. Каждый день в Союзе писателей я принимаю по 3-4 человека, и вопросы, в основном, касаются издания книг. Мы уже верстаем планы на будущий год, учитывая всех, кто давно не издавался.

- А как поживает русская секция Союза?

- Есть проблемы. Тираж русского варианта журнала “Идель” очень небольшой. Редакция ведет себя пассивно, ведь русскоязычный читатель есть, с ним просто надо работать, постоянно держать связь. Имидж этого журнала мы должны изменять.

- Нашел же свою нишу “Казан утлары”.

- Да, там главный редактор Равиль Файзуллин создал при журнале очень сильную творческую группу, где работают наши лучшие писатели и критики, которые анализируют происходящие процессы. Если мы добьемся, что “Идель” станет таким же, будет хорошо.

- У вас сейчас очень много работы в этом кабинете председателя. Время для творчества находите?

- Всегда нахожу. Ведь я пишу четверостишья.

- Чтобы написать хорошее четверостишье, тоже нужно время.

- Конечно. Времени катастрофически не хватает на чтение, 20-30 страниц я должен прочесть каждый день, это для меня минимальная норма.
10
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии