Время и Деньги
28.05.2005 Культура

“Не отрекаются, любя...”

Дни проходят, складываясь в столетия, а любовные проблемы “детей” этих ушедших в бесконечность веков продолжают будоражить наши эмоции, потому что любовь, ее проявления во все времена - самая животрепещущая тема и для “дочерей”, и для “сыновей” современности.

Меняется язык общения между влюбленными, но юношеская бравада, не к месту проявленная гордость, порой жестокосердие и безрассудный максимализм - все те же.

Об этом языком прекрасной французской драматургии рассказал спектакль “Любовью не шутят” Казанского театра юного зрителя, поставленный по пьесе Альфреда де Мюссе режиссером Ансаром Халилуллиным, недавним выпускником ГИТИСа, который набирает опыт на сценических площадках Москвы и пробует свое режиссерское “перо” в других городах.

История любви племянницы Барона Камиллы и его сына Фердинанда преподносит нам весьма поучительный урок того, что только личный опыт переживаемых чувств, а не россказни “сведущих” в этой сфере человеческого общения лиц может оградить нас от заблуждений и поступков, вызванных ошибочными домыслами.

В детстве Камилла и Фердинанд были обручены и по достижении определенного возраста должны обвенчаться. Фердинанд обучался наукам вдалеке от дома, а Камилла, как все добропорядочные девушки того времени, получала образование в стенах монастыря, выслушивая устрашающие рассказы подруг-монахинь, покинувших мирскую жизнь из-за несчастной любви.

Настал момент, когда молодые люди должны были выполнить обещание, данное друг другу, но Камилла (А. Густова), опасаясь разочарований в будущей с Фердинандом совместной жизни, отвергает возлюбленного, вознамерившись уйти в монастырь навсегда.

Ни беспокойство дядюшки, ни страстные доводы Фердинанда - ничто не может заставить девушку отступить от принятого ею решения.

Лишь ревность, которую спровоцировал Фердинанд, начав ухаживать за молочной сестрой Камиллы - простолюдинкой Розеттой

(О. Лейченко), заставило несговорчивую упрямицу изменить свои намерения и в итоге открыть свои искренние чувства возлюбленному.

Но признание произошло слишком поздно. Слишком много уже было совершено нелепостей, безрассудных поступков, которые привели к гибели ни в чем не повинной доброй и наивной Розетты.

Для одних любовь - возможность поиграть в жизнь, для других - сама жизнь, ее смысл.

Несмотря на трагичность финала и назидательность пьесы, спектакль протекает в легкой и воздушной атмосфере.

Еще в XIX веке эта пьеса Мюссе доставляла театрам немало хлопот часто меняющимся местом действия, требующим дополнительного времени для перестановок. Художник-постановщик Николай Шаронов успешно решил эту проблему.

Бирюзово-сиреневый тон двухъ ярусного фасада замка Барона с арками и движущимися тюлями позволяет рационально использовать пространство каждой ниши, где одна картина действия следует за другой, придавая динамизм происходящему.

Но не только технически благополучно решенная ситуация с оформлением создает в спектакле живость и заставляет неустанно следить за ходом развивающихся событий.

Комфортно существует в жанре трагикомического фарса необычное действующее лицо - хор

(М. Меркушин, Е. Калаганова, А. Курченков), который “опекает” всех героев, позволяет с иронией относиться к комикованию другой троицы - наставника Фердинанда Мэтра Блазиуса (В. Фалалеев), священника Мэтра Бридэна (А. Купцов) и наставницы Камиллы - Дамы Плюш (Г. Юрченко).

Типажность каждого из них с вечными обидами по пустякам, ворчливой несносностью создает впечатление коверных на манеже, функции которых четко распределены в соответствии с характерами.

Заметно выбивается из этой компании лишь Барон (А.Кокурин). Способ существования этого персонажа не вписывается в стилистику игры ни его придворных, ни в игровую манеру центральной действующей пары спектакля. Может быть, это преднамеренная акция режиссера? Об этом можно только гадать.

Может быть, единственная задача Барона - пускание мыльных пузырей, и эту, на первый взгляд незатейливую, детскую игру подхватывает в финале спектакля, покидая место действия, хор. Таким образом он красноречиво дает понять главным героям, что демонстрация пренебрежения по отношению друг к другу в ситуации настоящей любви, которая существует между ними, действительно ничтожна, пуста и лопнет как мыльный пузырь. Поэтому и не стоит тратить время, создавая самим себе глупые, никчемные препятствия, лучше идти в чувствах открыто, навстречу друг другу.

Фердинанд (И. Галлямов) - страстно, ярко, неудержимо пытается доказать Камилле одну сермяжную истину - в любовных отношениях доверять можно только своему сердцу, а не чужим скорбным переживаниям. Любовь - чувство индивидуальное. Это дар судьбы, отвергать который - преступление.

Темпераментность, увлеченность, порой резкость, с которой А.Густова отстаивает свои “воззрения”, отрицая возможность любить, сменяются неподдельной искренностью, мягкостью и лиризмом в сцене признания. И Галлямов, и Густова абсолютно преодолевают нарочитость сантиментов и передают тем самым суть режиссерского замысла.

“Урок добрым молодцам” состоялся.

И эта “такая редкая жемчужина - счастье” как нельзя кстати ознаменовала удачное открытие в театре нового сезона.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии