Время и Деньги
21.09.2009 Финансы

НДС: налог должны снизить?

Возможность снижения ставки налога на добавленную стоимость, а то и вовсе отмены налога стала в последнее время предметом горячих дискуссий.

Напомним, что с 2004 года ставка налога на добавленную стоимость была снижена на 2 процента. По первоначальному замыслу экономистов от государства за введением 18-процентной ставки НДС должно было последовать дальнейшее ее уменьшение еще на два пункта.

Одни говорят о невозможности дальнейшего снижения НДС, другие - настаивают на введении пониженной ставки с 2007 года, а то и вовсе на отмене налога на добавленную стоимость в пользу налога с продаж.

Между тем НДС является ключевой статьей в доходной части российского бюджета, приносящей ежегодно почти триллион рублей, а это около четверти российского бюджета. Естественно, что отмена этого налога не может не сказаться на экономике России в целом. Замена же его налогом с продаж, по мнению чиновников, не сможет обеспечить и десятой доли от поступлений НДС.

Идея снизить ставку НДС уже высказывалась Правительством в марте этого года. Сейчас с инициативой вновь рассмотреть этот вопрос выступил Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей. Предложение нашло поддержку в Правительстве. Премьер-министр России Михаил Фрадков дал задание Министерству финансов и Министерству экономического развития рассмотреть возможность снижения ставки налога на добавленную стоимость до 13 процентов с 2007 года.

Администрация Президента поддерживает в этом вопросе Фрадкова: советник Президента РФ по экономике Андрей Илларионов ссылается на опыт экономики США, где НДС вообще отсутствует, а руководитель экспертного управления Аркадий Дворкович говорит о вполне реальном снижении ставки до 15-16 процентов с 2007 года.

Предварительный расчет Правительства показывает, что с переходом на 13-процентную ставку НДС бюджет потеряет примерно 150 миллиардов рублей. С другой стороны, после снижения легализуется часть "теневого" бизнеса. При предполагаемом профиците российского бюджета на 2006 год в 700 миллиардов снижение ставки выглядит вполне реальным.

Однако настроения экономического и финансового ведомств оказались не столь оптимистичными. Герман Греф, глава Минэкономразвития, считает, что потери бюджета составят порядка 500 миллиардов рублей. Алексей Кудрин, министр финансов России, обосновывая невозможность снижения ставки НДС, пророчит повтор августовского дефолта 1998 года. Руководитель Минфина считает возможным снижение НДС не ранее чем с 2008 года, и лишь при условии, если государственные расходы не будут увеличиваться. Пока же, как показывает законопроект о бюджете на 2006 год, расходы возросли. Невозможность уменьшения налоговых ставок Кудрин связывает и с тем, что Россия сейчас находится в состоянии войны с терроризмом.

По мнению Кудрина, налоговая нагрузка на бизнес в последнее время существенно снизилась, и нет такой острой необходимости снижать налоговые ставки.

Вместе с тем, факты говорят об обратном. Как показывает официальная статистика по сбору налогов за три квартала текущего года, годовой план уже выполнен на 97 процентов, собрано около 2 триллионов рублей, из которых 41 процент составляют поступления НДС.

"По нашему мнению, снижение НДС - не самая большая проблема современного налогового реформирования", - отмечает консультант Юридического агентства "ЮНЭКС" Ильдар Хабибуллин. - "В настоящее время бизнесмены ожидают не столько снижения ставок налогов, сколько облегчения налогового администрирования.”

“Вполне возможно, что даже если Правительство РФ настоит на снижении ставки НДС до 13 процентов, администрирование НДС еще более ужесточится, тем более, если руководители налогового ведомства не согласны с такими изменениями. Так фактически произошло в этом году после снижения ставки НДС на 2 процента. Если обращаться к цифрам, то можно отметить следующее. Например, по итогам работы налоговых органов в Татарстане за три квартала 2005 года на 30 миллиардов рублей (практически на 100 процентов) больше налогов было собрано, чем за аналогичный период 2004 года. За счет чего произошел такой резкий скачок? Наверняка не за счет увеличения товарооборота.

Необоснованные отказы в вычетах НДС, как по экспортным, так и по внутренним сделкам, неправомерное восстановление налога, доначисление НДС по итогам выездных проверок на основании усмотрения в действиях налогоплательщика недобросовестности, распространение вины поставщиков на покупателей - вот наиболее острые проблемы налогообложения добавленной стоимости, с которыми к нам в последнее время обращаются клиенты. Причем защитить право на возмещение НДС становится все сложнее, в том числе, "благодаря" судебной практике Конституционного Суда России. Достаточно напомнить о запретах на возмещение НДС, оплаченного заемными средствами. Одним из последних судебных актов КС РФ установил безоговорочную обязанность налогоплательщиков платить НДС в бюджет со списанной дебиторской задолженности (ранее в таких случаях налогоплательщики имели шанс доказать в суде невозможность обложения НДС).

Если бы фискальная служба отказалась от откровенно-агрессивного планового налогообложения (по данным журнала "Эксперт" план по доначислению налогов по итогам налоговых проверок на 2006 год составляет порядка 1 миллиарда долларов США - ВиД), вряд ли вообще разговоры о снижении налоговых ставок имели место быть. Эффективные мировые экономики вполне успешно функционируют и с НДС, причем с довольно высокой ставкой (до 25 процентов). Однако при этом государство не чинит препятствий бизнесменам при возмещении налога. К сожалению, в России ситуация такова, что налоговый контроль усиливается, и в обозримом будущем надеяться на "оттепель" не приходится (хотя такие обещания Правительством даны). Поэтому бизнес вынужден искать механизмы компенсации налоговых расходов и поднимать вопрос о снижении ставок налогов.

Реформирование администрирования НДС должно происходить, в основном, в русле нивелирования неоправданных бюрократических условий его возмещения".

Учитывая однозначную позицию Минфина РФ, скорого снижения ставки НДС не будет. Заместитель Кудрина, Сергей Шаталов считает возможным изменение ставки до 15-16 процентов лишь при условии отмены льготной 10-процентной ставки, которая установлена для ряда товаров. Скорее следует ожидать снижения налога на прибыль с 24 до 20 процентов (вместе с тем, скорее всего, будут сокращаться предоставляемые налоговым законодательством преференции). Последнее предположение более чем вероятно, апробация налогообложения прибыли по пониженной ставке пройдет уже с 1 января 2006 года в Пермской области.

Что касается администрирования НДС, то и здесь "подарков" ждать не стоит. Недавно Сергей Шаталов заявил о возможном введении новой формы контроля за уплатой НДС. Минфин активно занимается обсуждением введения поля для НДС в платежные поручения. По замыслу чиновников, информация будет включаться в единую базу, с помощью которой можно будет обнаружить, "где концентрируется основная неуплата налогов". Дальше - больше, на основании этой базы будет составляться другая - информационная база по недобросовестным налогоплательщикам, которую предполагается сделать открытой для всеобщего доступа. Трудно представить, к каким последствиям для предпринимателей приведут такие начинания. К примеру, что-то не понравится чиновнику, и он определит предприятие в недобросовестные, что неминуемо повлечет за собой разрыв деловых связей как с поставщиками, так и с покупателями. Кому захочется связываться с недобросовестным плательщиком НДС? Себе дороже! А между тем в налоговом ведомстве забывают, что вина (как и недобросовестность) устанавливается судом.

Многие аналитики считают заявление Фрадкова о снижении НДС не более чем политическим ходом. Минфин уже два года назад обещал снизить ставку НДС до 16 процентов. Налогоплательщики ждут этого, и сейчас речь идет о доверии бизнеса власти, о ее способности выполнять свои обещания.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии