Время и Деньги
05.03.2008 Экономика

Налоговая реформа: перспективы и мнения

Власти и общественность продолжают активно обсуждать проблему реформирования деятельности налоговых органов. Все, кажется, согласны, что существующее положение неприемлемо, но насколько продуктивны и соотнесены с реальностью предложения по исправлению ситуации, высказываемые Правительством РФ (прежде всего Минфином) и депутатами Федерального Собрания?

Например, заместитель главы Минфина России Сергей Шаталов, выступая 30 ноября на расширенном совещании в Федеральной налоговой службе РФ, заявил, что реорганизация работы налоговых органов должна повысить доверие к ним со стороны налогоплательщиков1. По его словам, ключевую роль в подобной реорганизации должны сыграть не только готовящиеся в Налоговый кодекс РФ изменения, но уже принятые законы, изменяющие и упрощающие работу самих налоговых органов. Хорошо, но факт, что практическое воплощение подобных замыслов страдает - это во-первых, а во-вторых - формальное упрощение работы налоговых инспекций вовсе не означает облегчение жизни самих налогоплательщиков.

С первого января 2006 года вступает в силу ряд федеральных законов, которыми, в частности, упразднена судебная процедура взыскания "относительно мелких" штрафов. Теперь налоговым органам будет позволено без обращения в суд взыскивать штрафные санкции с юридических лиц - до 50 тысяч рублей, с индивидуальных предпринимателей - до 5 тысяч. Более того, законодатель предусмотрел внесудебный порядок взыскания недоимок и пени с индивидуальных предпринимателей, если их размер также не превышает 5000 рублей. При этом за налогоплательщиками сохранено право судебного обжалования подобного взыскания, то есть судебное разбирательство будет только, если сам налогоплательщик обжалует такое взыскание.

Действительно, с одной стороны, подобное нововведение позволит разгрузить суды, буквально заваленные сегодня делами о взыскании сто-двухсотрублевых штрафов за незначительные налоговые правонарушения. И наверняка для какого-нибудь налогоплательщика внесудебное взыскание штрафа или недоимки будет только облегчением (а может, он даже и не заметит этого). Однако с другой стороны нельзя забывать, что та сумма, которая для одного налогоплательщика незначительна, для другого будет жизненно важной.

Более того, представляется, что внесудебное разрешение налоговых споров ущемляет права любого налогоплательщика. Если ему выписали штраф, а он его не оспорил в суде или не пожаловался в вышестоящий налоговый орган, то налоговая инспекция просто списывает денежные средства с расчетного счета или передает свое решение судебному приставу, который взыскивает штраф в рамках исполнительного производства.

В конечном счете внесудебная процедура недоимки и штрафов может привести и к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, озадаченных выполнением плана по сбору налогов, ведь сам закон не предусматривает каких-либо действенных процедур контроля за подобным взысканием.

Можно предположить, что в большинстве случаев налогоплательщики будут узнавать о предъявляемых им претензиях задним числом, когда деньги уже будут списаны, или возбуждено исполнительное производство.

О том, что большинство налогоплательщиков (небольших компаний или частных предпринимателей) не только не имеют представления о порядке обжалования подобных решений, но подчас не смогут самостоятельно даже разобраться в сути предъявленных им претензий, говорить даже не приходится.

При относительной дороговизне юридических услуг (ну какой налогоплательщик из-за сторублевого штрафа будет нанимать профессионального юриста!) судебное взыскание являлось единственной гарантией государства законности подобных действий.

Нововведение же - первый шаг к законодательной отмене презумпции невиновности (если налогоплательщик все-таки жалуется, то доказывать в суде характер допущенного правонарушения, а также вину налогоплательщика придется налоговому органу), что не может не настораживать. Если должностное лицо налогового органа обвиняет налогоплательщика в правонарушении, а он не защищается, или по каким-либо, подчас уважительным причинам не в состоянии сделать этого, то он считается виновным. Недопустимая, противоречащая Конституции РФ ситуация.

Кроме того, совершенно непонятно, по каким причинам отменено судебное взыскание недоимок (пусть даже в небольшой сумме - до 5000 рублей), с индивидуальных предпринимателей (для физических лиц, не являющихся предпринимателями, сохранен прежний, судебный порядок взыскания). Ведь приобретение статуса индивидуального предпринимателя никак не меняет статуса самого гражданина - он по-прежнему остается физическим лицом, с теми же потребностями и возможностями. И денег у него от приобретения двух букв "ИП" перед фамилией никак не прибавляется.

В настоящее время налоговым подкомитетом Госдумы РФ готовятся новые поправки в Налоговый Кодекс РФ и иные налоговые законы (которые еще будут обсуждаться депутатами), в соответствии с которыми в налоговые правоотношения вводится принцип "презумпции добросовестности налогоплательщика" (аналогичный принципу презумпции невиновности в уголовном праве).

По словам Андрея Макарова, презумпция невиновности вводится в НК РФ не от хорошей жизни. Термин "добросовестный налогоплательщик" был введен Конституционным Судом РФ и стал инструментом того самого налогового террора, о котором говорил Президент РФ. Поэтому, по его словам, следует прописать спорное понятие в законе2.

По сути этот принцип "презумпции добросовестности" означает, что налогоплательщик по определению является невиновным. Его вина в допущенном налоговом правонарушении должна быть доказана строго в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ. При этом всякого рода домыслы и предположения налоговых органов не могут быть доказательствами вины налогоплательщика.

Более того, налоговое законодательство, в отличие от уголовного, исключает возможность рецидива: даже если налогоплательщик и будет уличен в допущенных правонарушениях, это не будет являться основанием для ущемления его налоговых прав в дальнейшем.

Существенные дополнения, по мнению депутатов, должны претерпеть процедуры и сроки проведения налоговых проверок. В частности, предполагаемые максимальные 15 месяцев выездной налоговой проверки должны сократиться до семи, а проведение повторных проверок станет возможным только в случае реорганизации или ликвидации налогоплательщиков. При этом, поскольку повторная проверка проводится в отношении налогового органа, по результатам таких проверок налогоплательщики к ответственности привлекаться не должны3.

В конечном счете в готовящихся поправках есть не менее существенные дополнения об административной и уголовной ответственности должностных лиц налоговых органов. В частности, предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ статьями, предусматривающими ответственность должностных лиц налоговых органов за вынесение заведомо незаконного решения, превышение своих должностных полномочий4.

Эти и иные поправки (всего около семисот пятидесяти) в ближайшее время поступят депутатам для обсуждения. Свои заключения по ним дадут Правительство РФ и Администрация Президента РФ, и не исключено, что часть поправок будет отклонена. Однако это не должно быть пугающим фактором. Важно само понимание сути проблемы и желание ее преодоления, на самом высоком уровне.

В конечном счете суть проводимой по реформированию налоговых органов работы должна сводится не только и не столько к ужесточению требований или ответственности (в том числе самих налоговых органов и их должностных лиц), а к преодолению недоверия между налогоплательщиком и налоговыми инспекциями.

С одной стороны, налогоплательщик должен перестать выглядеть в глазах тех же налоговых органов чуть ли не преступником, по определению недоплатившим налоги. Эта проблема может быть преодолена с отменой каких бы то ни было "нормативов", "ориентиров" и т.п. не только по сбору налогов, но и доначисленным пеням и штрафам.

С другой стороны, при том, что многие правонарушения допускаются налогоплательщиками именно от незнания закона, а не от злого умысла, суть реформы деятельности налоговых органов видится в увеличении роли разъяснительной работы, уменьшении или вовсе устранении формальных, бюрократических преград в их отношениях с налогоплательщиками. Подготовленные законопроекты призваны решить в том числе и эти задачи.

Остается добавить, что сегодня сложилась достаточно удачная конъюнктура (рост профицита бюджета, досрочное погашение государственных долгов), позволяющая коренным образом изменить работу налоговых органов, преодолев сопутствующие этому издержки и противоречия с минимальными потерями.

______________________

1 "Реорганизация налоговых служб повысит доверие к ним налогоплательщиков". Интернет, www.rian.ru 30.11.2005г.

2 "Коммерсант" №230 (3314) от 07.12.2005г.

3 "Коммерсант №220" (3304) от 23.11.2005г.

4 Там же.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии