Время и Деньги
08.03.2008 Экономика

Ломать – не строить, или почему гибнет Бугульминский механический завод?

По сообщению Госкомстата РТ, за 10 месяцев этого года при общем росте производства машиностроения в Татарстане на 14%, выпуск нефтеаппаратуры сократился и составляет 58,5%. Основным, если не единственным производителем нефтеаппаратуры в республике является Бугульминский механический завод(БМЗ), и то, что происходит на нем в последнее время, вполне объясняет падение приведенного показателя.

За 50 лет существования завод закрепился на рынке, в том числе за пределами СССР-России как высококвалифицированный производитель аппаратуры, включая аппаратуру на высокие давление и температуры в агрессивных средах. В настоящее время в номенклатурном каталоге около 3 тысяч типоразмеров аппаратов для переработки, транспортировки и других нужд нефтегазовой отрасли. Производство на заводе мелкосерийное и индивидуальное, требующее высокой квалификации персонала. Казалось бы, перспективы хорошие, тем более, что «Татнефть»(владелец БМЗ) ускоренными темпами развертывает строительство нового нефтеперерабатывающего комплекса в Нижнекамске и для него вот-вот потребуются тысячи единиц аппаратуры, а Президент РТ Минтимер Шарипович Шаймиев неоднократно подчеркивал, что приоритетными отраслями народного хозяйства республики сегодня и на будущее должны стать машиностроение и нефтегазопереработка. На самом же деле мы наблюдаем резкое падение производства нефтегазоперерабатывающего оборудования. Что же произошло?

К сожалению, дело не в конъюнктуре рынка, а, на мой взгляд, в новом руководстве БМЗ.

После ухода прежнего директора на пенсию «Татнефтью» был назначен с 1 апреля нынешнего года новый директор - С.Мартынов, до этого никакого отношения к машиностроению и руководству крупным предприятием не имевший. Уже представляясь в коллективе, он огорошил собравшихся заявлением, что завод работает совершенно неудовлетворительно по вине безответственных и некомпетентных руководителей и инженерно-технических работников. Заявление тем более странное, что генеральный директор «Татнефти» Ш.Тахаутдинов в приказе (№ 101 от 05.05.2005 г. «О результатах ревизии БМЗ») отметил прямо противоположное: «Ревизия финансово-хозяйственной деятельности Бугульминского механического завода показала, что основные программы (экономическая, производственная, социальная) коллективом в целом осуществлены». О том же, кстати, свидетельствуют документы ревизии за 2003-2004 гг., бухгалтерские балансы, официально принятые «Татнефтью».

Буквально на второй день после такой «презентации» начались гонения на ведущих руководителей и специалистов завода в формах, которые трудно охарактеризовать иначе, как моральный террор. Еще две недели спустя на заводе случилась трагедия: покончил жизнь самоубийством заместитель директора по экономике В.Чернов. Не хотелось бы видеть здесь прямую причинно-следственную связь, но люди на заводе говорят именно так.

Один за другим были вынуждены уволиться заместители директора, главные специалисты, ряд начальников отделов и цехов, квалифицированных ИТР и рабочих. Всего за 8 месяцев уволено с завода под разными предлогами 284 человека, в т.ч. якобы по собственному желанию - 91 человек, 20 - по сокращению штата и всего 3 из 347 аттестуемых,– по решению аттестационной комиссии, как несоответствующие занимаемой должности (что, кстати, свидетельствует о высокой квалификации персонала).

А кто же заменяет уволившихся?

Вслед за новоиспеченным директором пришла «команда» ему под стать, - в основном, из работников «ЗНОК и ППД» «Татнефти», занявшая все командные высоты на заводе и в первую очередь те, через которые идут финансовые потоки. («ЗНОК и ППД» - предприятие по антикоррозийному покрытию труб с численностью 250 человек, номенклатурой изделий в несколько типоразмеров). Принимаются совершенно абсурдные решения по объединению, к примеру, отделов конструкторского и технологического, лабораторий химической, сварки и метрологии, цехов ремонтно-механического и инструментального и т.д. и т.п. Расторгнуты договоры и прекращена поддержка техникума, созданного на базе завода для его кадрового пополнения.

Одновременно началась перестройка всей системы работы на заводе и его структуры. Новая система свелась к решению всех, самых мелких вопросов только директором, с полным игнорированием мнений подчиненных. Как правило, решения по серьезным вопросам принимаются импульсивно, без проработки и зачастую в форме устных указаний.

«Татнефтью» выделены значительные суммы – больше 80 млн. рублей на капитальные вложения. Средства направлены на украшательство внешнего вида территории, зданий, псевдо«евроремонта». А на производственные нужды, новую технику и технологию денег не осталось. Даже на старую литейку, эксплуатируемую вопреки неоднократным предупреждениям инспекции о закрытии.

А что же владелец завода - «Татнефть»?

«Татнефть» получает 70-80% продукции завода, причем получает как от своего подразделения - по себестоимости, размер которой устанавливается, естественно, службами «Татнефти». Не менее двух третей получаемой продукции БМЗ составляют изоляция труб, продукция вовсе не машиностроительного профиля и не требующая больших затрат труда, инженерных разработок и инженерного сопровождения. На производстве покрытия труб непосредственно занято 220-250 человек. Таким образом, с учетом обслуживания для трубного производства необходимо не более 450-500 человек. Весь объем производства завода составляет чуть больше 1 млрд. рублей в год (в 1994 г.- 1,22 млрд.) для «Татнефти» сумма незначительная. Может быть, это зародило у некоторых руководителей «Татнефти» мысль, что от БМЗ лучше избавиться?

Если это так, то действия нового руководства БМЗ, направленные, по моему убеждению, на ликвидацию машиностроительной части завода, вполне рациональны. Однако отвечают ли они интересам республики, а тем более города Бугульма? Вопрос риторический. Об интересах республики сказано в самом начале этих заметок, а что касается города, то потеря одного из 3-4 градообразующих предприятий означает значительное уменьшение поступлений в бюджет муниципального образования и 1600-1700 безработных.

Видимо, это в руководстве «Татнефти» понимают, а что делать с заводом, не знают. Попросту – и нести тяжело, и бросить опасно. Во всяком случае многократные предупреждения со стороны специалистов, профсоюзов, обращения руководства города не получили, насколько могу судить, адекватного ответа. Правда, под грифом первого заместителя генерального директора ОАО «Татнефть» Н.Ибрагимова вышел «План мероприятий по стабилизации социально-экономического климата на Бугульминском механическом заводе» (вх.№ 6941 от 20.10.2005 г.), однако ни в одном из 11 пунктов этого плана ничего не говорится об инновациях и развитии производства, зато десять посвящены мерам по повышению «имиджа» среди коллектива завода, общественности и руководства республики. Так и сказано - «составить мероприятия по имиджевой политике БМЗ».

Выходит, кроме имиджевых все проблемы предприятия решены…

М.Новиков, заслуженный машиностроитель Татарстана, почетный гражданин города Бугульмы, директор БМЗ с 1963 по 1987 гг.
640
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии