Время и Деньги
14.10.2006 Бизнес

Уважение к закону станет осознанной необходимостью

Для начала напомню, что именно может считаться административным правонарушением в сфере банкротства. Во-первых, фиктивное банкротство. Обычно со стороны это выглядит следующим образом. Руководитель предприятия обращается в арбитражный суд с инициативой признать предприятие несостоятельным должником и инициировать процедуру. Казалось бы, такого руководителя можно только похвалить. Он не ждет, когда его “делом” займется комитет по несостоятельности или у налоговых органов вкупе с кредиторами иссякнет терпение. Однако в ходе анализа финансово-хозяйственного положения “должника” вдруг выясняется, что он вполне в состоянии погасить задолженность перед кредиторами. Но расставаться с деньгами недобросовестному руководителю не хочется. Вот он и пытается использовать процедуру несостоятельности в своих целях. Если подоплека горячего желания предприятия стать банкротом именно такова, суд должен отказать в просьбе. Руководителя же ждет привлечение к ответственности.Во-вторых, преднамеренное банкротство. Наиболее распространенный способ превратить предприятие в несостоятельное - вывести активы. В данном случае административная ответственность руководителей или учредителей предприятия является вспомогательной. Ведь преднамеренное банкротство в первую очередь - уголовное преступление, за которое можно оказаться за решеткой. Это становится реальным в том случае, если ущерб, нанесенный предприятию, будет квалифицирован как крупный.

В-третьих, административной ответственности подлежат неправомерные действия при банкротстве или в преддверии его. К ним относятся сокрытие имущества или сведений о нем, сокрытие и уничтожение бухгалтерской документации и некоторые другие правонарушения. Кстати, за это тоже можно попасть в места не столь отдаленные. Все зависит от того, как далеко успело зайти руководство предприятия в своих действиях.

Ответственности по кодексу также подлежит руководитель, вовремя не подавший заявление в арбитражный суд с просьбой инициировать процедуру. По закону он должен это сделать, если предприятие не в состоянии удовлетворить требований кредиторов или если выплата задолженности одному кредитору приведет к ущемлению интересов других. Причем заявление должно быть подано не позже, чем через месяц после обнаружения соответствующих обстоятельств.

Наказание ждет и арбитражных управляющих, нарушивших правила, предусмотренные законодательством о банкротстве. Что конкретно имеется в виду? Например, конкурсный управляющий проводит собрание кредиторов реже одного раза в месяц или совершил крупную сделку, не предусмотренную планом внешнего управления, без согласия этого собрания. И в том и в другом случае он должен нести административную ответственность.

За все перечисленные правонарушения можно схлопотать штраф в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, арбитражный суд вправе вынести решение о дисквалификации руководителя на срок от 6 месяцев до 3 лет. В течение этого времени дисквалифицированный руководитель не имеет права занимать руководящие должности, входить в советы директоров, заниматься предпринимательской деятельностью по управлению юридическими лицами. Кроме того, это серьезный удар по его имиджу. За нарушение данных запретов также предусмотрено наказание в виде штрафа. Причем не только для дисквалифицированного менеджера, но и для тех, кто заключил с ним контракт. Если это юридическое лицо, то заплатить придется 1000 “минималок”.

Ознакомившись с вышесказанным, потенциальные нарушители, несомненно, уже начали размышлять над тем, как бы не предоставить в ФСФО положенной информации. Ведь в ходе ее анализа и изучения истина непременно откроется. Спешу их разочаровать: если сведения об их финансово-хозяйственной деятельности не поступят, поступят искаженными или в неполном объеме, административного наказания все равно не избежать.

Комиссия Территориального органа ФСФО России по Татарстану уже приступила к работе, и в скором времени состоится ее первое заседание (вообще же заседания предполагается проводить не реже двух раз в месяц). По факту обнаруженного правонарушения будет составляться протокол. Если же допустивший нарушение законодательства руководитель будет игнорировать как заседания комиссии, так и вызовы в суд, нельзя исключить его привод с помощью милиции. Конечно, рассчитывать на то, что все виновные в нарушениях руководители предприятий и арбитражные управляющие воспримут действия комиссии с покорностью судьбе, не приходится. Уже имел место курьезный случай, когда арбитражный управляющий, не желавший подписывать протокол об административном правонарушении, убегал от представителя комиссии через весь зал. Но ведь от закона не убежишь.

Во всяком случае опасность быть дисквалифицированным и оказаться не у дел должна гораздо больше, чем угроза штрафа, дисциплинировать руководителей и приучить их к мысли, что, вопреки пословице, закон - это не дышло, а обязательная норма, соблюдать которую необходимо. В противном случае спокойной жизни не будет.

4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии