Время и Деньги
06.08.2005 Культура

Виталий БЕЗРУКОВ: “Есенин взял на себя великую миссию!”

28 декабря исполнилось 80 лет со дня смерти Сергея Есенина. Осенью прошлого года интерес к его фигуре возник не столько из-за “круглых” дат - поклонники поэта отметили еще и его 110-летие, во многом из-за спорного многосерийного телевизионного фильма “Есенин” с Сергеем Безруковым в главной роли. Литературной основой сценария стал труд отца Безрукова Виталия. Виталий Безруков в телефонном разговоре поделился своими мыслями о персоне Есенина и о том, почему он убедился в насильственной смерти поэта.

- Есенин мог быть запрещен с подачи Троцкого, который даже в 1925-1926 годах еще не был слабым?

- Да! Когда, допустим, в 1923 году Есенин с Дункан уехали за границу, у ОГПУ было много осведомителей, сексотов, стукачей, и Троцкому передали, что, находясь в Берлине, Есенин кричал: “Я не вернусь в Россию, пока там правит Лейба Бронштейн!”. И в фильме есть эта сцена, когда Троцкий и Есенин остаются один на один. Можно вспомнить и сцену с Блюмкиным, для которого “Родина - это Одесса”, а для Есенина “Родина - это вся Россия!”.

Мало того, но это уже мое философское умозаключение, Троцкий мечтал себя увековечить, понимая, что жизнь заканчивается, здоровья нет, все отдано революции. И одним из таких шагов по увековечиванию себя был декрет, предусматривающий смертную казнь за антисемитизм, принятый в июле 1918 года, ведь многие из тогдашних советских руководителей скрывали свое происхождение, но большинство из них были евреи.

- То есть Есенин мог попасть под этот страшный декрет? Но, судя по вашему роману, не скажешь, что он открыто и люто ненавидел евреев. Это было бы страшным преувеличением.

- Вы правильно поняли: дело в том, что Есенина окружали очень бездарные люди. Они понимали, что Есенин - это гений, и старались убрать его с пути любыми средствами, вплоть до того, что создали о нем мнение как об антисемите, старались спровоцировать его и отправить на этой волне под суд. А итог был бы один - высшая мера, то есть физическое устранение. Вы правы: никакой он не антисемит, ведь даже дети у него были евреи - Зинаида Райх была еврейка! Она была красавица. Есенин ее безумно любил. Вообще как женщин Есенин любил только двух, а Миклашевская была просто несостоявшаяся любовь.

- Вы имеете в виду Зинаиду Райх и Айседору Дункан?

- Да, именно их он очень любил и оцарапался о них здорово! Но, возвращусь все-таки к тому, за что его могли убить. Люди, которые хотели себя увековечить, были умные и понимали, что если поэт их изобразит в своей прекрасной поэме, то это будет на все века. А Есенин увековечил Троцкого, размазав его в образе Чекистова в “Стране негодяев”, то есть фактически был показан самый главный негодяй Страны Советов. Есенин говорил: “Вся моя биография - в моих стихах!”. Надо читать стихи, тогда все будет понятно.

- Виталий Сергеевич, и в школах, и в вузах десятилетиями нам трактовали и трактуют версию о самоубийстве поэта как официальную. Что вас заставило в ней усомниться?

- В 1995 году на премьеру спектакля о Сергее Есенине пришел полковник Эдуард Хлысталов. Роль Есенина в спектакле играл мой сын Сергей Безруков. Хлысталов был в восторге от Сережиной работы, подписал ему свою книгу, а Сережа дал ее мне. Работа была - брошюрка в палец толщиной, небольшого формата под названием “13 уголовных дел Есенина”. И когда я прочел, то ахнул! Ахнул от того, что он проделал с позиции современной криминалистики, будучи старшим следователем по особо важным делам на Петровке. И когда я в дальнейшем занимался Есениным, то все время у Хлысталова консультировался. Это знакомство перевернуло мое представление о произошедшем в конце декабря 1925 года в Ленинграде. Хлысталов профессионально перелопатил все бумаги, все архивы, куда его пускали и не пускали - 13 лет он занимался этим делом. Он рассказывал, как на него покушались, как выкрадывали документы, и приходилось начинать все сначала...

- Но ведь вы, наверное, были готовы к тому, что поднимется волна возмущения и против вашей версии гибели Есенина. Эта волна до сих пор не утихает. К примеру, один из последних, кто высказался в пользу официальной версии, был известный писатель и журналист Леонид Млечин.

- Млечин и ему подобные - для меня не авторитеты, для меня авторитет - Хлысталов. Один профессор в одной известной газете пишет: “Малограмотный автор утверждает, что Есенина убили! За что могли убить этого Леля? За стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу”? И думаю: “Ах ты, миленький мой, ты рассчитываешь на людей, не окончивших даже ликбез, ничего не знающих и не читающих? Ты бы процитировал “Страну негодяев”, где Чекистов говорит: “В век свой глупый и смешной, когда выстроили храмы Божьи, а я бы перестроил их в места отхожие!”. Но этого он не цитирует, равно как не цитирует то, что Есенин на всю Европу кричал: “Я не против евреев, но править в России они не должны! И пока правит Лейба Бронштейн, я в Россию не вернусь!”.

- Виталий Сергеевич, тем не менее по фильму складывается впечатление, что убивать его не собирались, что прямого указания Троцкого не было.

- Это версия автора сценария фильма Валуцкого, и здесь был нарушен договор, по которому автор сценария не может искажать смысловое содержание сцены. Я должен был прочитать окончательный вариант сценария, но мне этого не дали сделать. К примеру, одна из первых сцен проходит на кладбище, и здесь я бы голову дал на отсечение, что к могиле Есенина не приходят случайные люди - туда приходят любящие поэта, приходят как к родному, как к сыну, как к старшему товарищу, как к русской душе. А в сценарии была экскурсия! Причем привели экскурсию не русских людей, а азиатов! И я был готов подать в суд на сценаристов, увидев в отснятом материале, как азиаты хохотали, когда экскурсовод объяснила им, кто такая Бениславская. А закончилась сцена тем, что экскурсовод сказала: “А теперь перейдем к могиле другого русского поэта - Владимира Высоцкого, трагическая судьба которого во многом схожа с судьбой Есенина!”. И тут я сказал: “Ну уж нет! Такое не пройдет!”. Понимаете, ведь Высоцкого я очень хорошо знал, работал с ним в одном театре, нас и в армию вместе забирали - меня забрали, а его нет, поскольку он тогда снимался в кино. И прекрасно зная его бардовские песни, я могу с полной ответственностью сказать, что Высоцкий - это бард! И если хочется как-то его назвать, то назовите гениальным бардом, но не поэтом! Поэт - это Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Бродский, поэты - Пастернак и Блок. А Высоцкий - бард, поэтому сравнивать никак нельзя! Дальше - кто и когда угрожал Высоцкому от имени правительства? Какие уголовные дела за ним водились? Ему никогда никто не угрожал - его обожал Андропов, и Высоцкий, по сути, мог делать то, что хочет. В театре он мог опаздывать на спектакли и репетиции, и я все это прекрасно знаю. Но вернемся к фильму. У меня в романе нет сцены участия Есенина в расстреле, а Валуцкий ее сделал. Здесь идет дискредитация Есенина! С темой психических отклонений у меня в романе все очень осторожно, но режиссер представил все это по-другому и потом заявил, что его убил “черный человек”, то есть, по сути, Есенин убил сам себя. Следовало: если человек много думает о себе, если он гений, это его и губит. Но все равно я принимаю этот крест, который обрушивается на меня, ведь не упоминают ни Зайцева (режиссер картины. - С.К.), ни Валуцкого. Упреки в лицо бросают прежде всего мне, потому что авторы - я и сын.

- Виталий Сергеевич, несмотря на все это, вы довольны проделанной гигантской работой?

- Да! Как говорят политики, лучше худой мир, чем добрая ссора! Все равно это состоялось, и в 110-летие поэта о Есенине вновь заговорили! Если моя работа вызывает возмущение, значит - на воре и шапка горит и кому-то не хочется отвечать за проступки предков, взваливать на себя вину и так далее. С такой точки зрения надо показывать, что кругом тишь да гладь. Но не происходит во всем мире тишь да гладь - опять разборки, разборки... Думаю, даже одно то, что кто-то однажды возьмет книжку Есенина и вздумает почитать стихи, а кто-то еще более трезвый и любопытный спросит про Хлысталова и Кузнецова, это тоже будет плюсом! Значит, что я сделал то, что хотел.

Беседовал Сергей КОЧНЕВ,

Радио "Старый город"

(FM 103,2), Елабуга.
127
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии