Время и Деньги
15.08.2005 Культура

Ее называют “королевой Тартарии”

В последние годы известный татарский композитор Масгуда Шамсутдинова живет в Америке - ее семья обосновалась в Сиэтле. Но вот день рождения, а Шамсутдинова отмечает круглую дату, ознаменуется большим творческим концертом на родине. 2 февраля в Государственном Большом концертном зале РТ имени С.Сайдашева Масгуда Исламовна представит свои новые сочинения - симфоническую поэму “Дервиш” и суфийскую ораторию-притчу “Рождение Пророка Мухаммеда” для хора, солистов, чтеца и инструментального ансамбля. Тексты Маулида в последнем сочинении, воспевающие Пророка Мухаммеда, исполнит сама Шамсутдинова.

- Масгуда, откуда у вас такой интерес к религиозному пласту культуры?

- Не только к религиозному пласту, но и пустынничеству. Толстой, например, в конце жизни взял посох и ушел, я, конечно, не сравниваю себя с Львом Николаевичем, но есть в пустынничестве, в отшельничестве большая духовная сила. Деревня, где я жила в детстве, принадлежала, очевидно, суфийской общине, спрятавшейся когда-то очень давно в глуши, - я родилась на самом севере Башкирии и до 11 лет не знала, что в мире, кроме двух деревенек, есть еще что-то и кто-то. Когда я увидела третью деревню, я была в шоке. До 11 лет я полагала, что земля плоская и мир заключен в деревеньках моего отца и моей матери. У нас не было ни света, ни радио. Мои предки носили суфийские имена. Кстати, музыковеды называют меня суфийским композитором с европейским образованием. Опять-таки, если вернуться в детство, я вспоминаю, что люди в деревне моей матери на бытовом уровне исповедовали суфийскую философию. Например, когда моя мама шла по лесу, она убирала все ветки с тропинок и говорила: а вдруг здесь споткнется какое-нибудь животное. Для Бога вся наша Вселенная - это только дуновенье ветерка. И человек, и песчинка, и муравей одинаково ценны для этого высшего разума. Но мы, будучи существами разумными, не думаем о том, как почти повседневно уничтожаем живой мир вокруг нас.

- Что для вас ислам?

- Ислам для меня - не атрибуты. Ни Коран, ни Библия не учат убивать, но эти книги многажды интерпретировали так, как было нужно какой-то группе людей.

- В Коране и Библии женщине предназначается роль пассивная...

- Да, это так.

- Ваша творческая профессия не мешает вам исповедовать ислам?

- Я не исповедую ислам, а верю в Аллаха. Для кого-то ислам - это намаз и покрытая голова. Для меня - вера, моя собственная вера. У меня своя связь с Аллахом. И никто не может мне сказать: “Ты веришь не так!”

- Масгуда, а почему для жительства были избраны США, а не какая-то восточная страна?

- Да сама Америка избрала меня! Когда я защищала кандидатскую диссертацию по философии в университете Санкт-Петербурга на тему “Маулид-байрам у народов среднего Поволжья”, мой научный руководитель вдруг сказал: а не хотите ли вы пожить в Америке?” Почему бы нет? Мне все равно, где жить. Пророк сказал: “Если вам дадут знания, поезжайте хоть в Китай”. То есть понимать надо как “не бойтесь расстояний”. Я всю жизнь мечтала изучать английский, я очень люблю учить новые языки. Так вот, мой научный руководитель помог мне и моей семье переехать в Америку.

- Как вы устроены в Сиэтле?

- Неплохо. Сразу же по приезде получили грин-карт. Конечно, Сиэтл - это не Нью-Йорк или Сан-Франциско, это деревенская природа, рядом Канада, два часа до Тихого океана, горы, проснувшиеся вулканы, природа, как в Раю. Мои сыновья учатся в университетах, и государство оплачивает их образование. Младший сын изучает космические летательные аппараты, старший учится на программиста. Супруг работает простым рабочим, и на его плечах весь семейный бюджет. Его зарплата позволяет нас содержать. Я же очень упорно учу язык, начала читать лекции в университетах о музыке татар, об изучении английского языка через татарскую парадигму. Я познакомилась с одним из симфонических оркестров нашего штата, они будут исполнять мою музыку. В Сиэтле вышел фильм про меня, который называется “Масгуда - королева Тартарии”, так они называют Татарстан, на местном радио прошли две передачи с моей музыкой.

- Как я понимаю, в Россию вы не собираетесь возвращаться?

- Собираюсь! Именно в Америке понимаешь, что принадлежишь супердержаве - России. И это очень приятное ощущение. Но до возвращения в Россию я, наверное, лет десять поживу в Китае - очень хочется выучить китайский язык.
7
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии