Время и Деньги
06.09.2005 Культура

Хорошо иллюстрированная фабула

Завтра премьерой “Волшебной флейты” Моцарта на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля откроется ХХIV Международный фестиваль оперного искусства имени Ф.Шаляпина.

Субботняя премьера - третий показ шедевра Моцарта казанцам, два премьерных спектакля прошли 8 и 9 февраля. По традиции последних лет постановка оперы - копродукция, участие в которой принимали наш театр и компания VDB (Королевство Нидерланды). Обязанности распределились следующим образом: казанский театр предоставил оркестр и был ответственным за подбор певцов, голландской стороне принадлежал выбор режиссера. Им оказался, как уже писал “ВиД”, Андре Ботт из Йоханнесбурга, он же стал автором декораций и костюмов.

Режиссер, поставивший огромное количество мюзиклов, где, как известно, зрелищная сторона играет не последнюю роль, похоже, подошел к работе над “Волшебной флейтой”, руководствуясь этими же критериями. Кто спорит, зрелище в опере необходимо, но не в ущерб драматургии.

Как известно, опера Моцарта на либретто Эммануэля Шиканедера - это “singspiel” - пение сочетается в ней с диалогами. Андре Ботт не дрогнувшей рукой выбросил все диалоги, таким образом “обнажив фланги”. Несколько раз в течение вечера у меня возникало стойкое ощущение, что из-за пропущенного материала фрагмент не стыкуется с фрагментом, солисты выходят на сцену, музыки еще нет, и органично было бы занять паузу диалогом... И без того во многом надуманная фабула “Волшебной флейты” трещит по швам. По сути, Андре Ботт предложил нашему вниманию минимизированный сюжет, хорошо проиллюстрированный, расцвеченный великолепными концертными номерами. Говорю “иллюстрированный”, потому что взаимоотношения между персонажами оперы не выстроены, все, что происходит на сцене, не более чем иллюстрация к той или иной музыкальной фразе. Обидно, потому что исследователи полагают: эта опера, последняя из того, что создал Моцарт, имеет множество пластов, хранит тайны, просто режиссеру надо постараться их разгадать. Для Андре Ботта, похоже, это оказалось не совсем важным. Но мы-то в России все-таки привыкли к режиссерским концепциям, к формуле Бориса Покровского, что “опера - сначала театр, потом музыка”...

Что касается музыкальной стороны постановки, с этим все в порядке. Оркестр, которым управляет маэстро из Швеции Мика Айшенхольц, подошел к прочтению Моцарта бережно. Австриец итальянского происхождения Марио Манолито в партии Томино подтвердил славу “школы итальянского бельканто”, выпускником которой он является. Бас из Германии Дмитрий Иващенко, исполнитель партии Зарастро, порадовал глубоким звучанием голоса - плотного и насыщенного оттенками. Дебютантка фестиваля, наша землячка Альбина Шагимуратова, в партии Царицы ночи заметно волновалась в первом действии, во втором же овладела ситуацией. Сразу же оговорюсь, что слышала Альбину только в первый премьерный вечер, возможно, на втором спектакле и первый акт у нее прошел ровно. Видно, что Шагимуратова (интервью с ней читайте в следующем номере “ВиД”) имеет большой потенциал - и вокальный, в этом смысле она не сделала ни одной ошибки, и драматический. Возможно, мы еще будем вспоминать о том, что слышали эту певицу на нашей сцене, она явно скоро сделает карьеру на Западе, не ограничившись статусом солистки музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Героем же постановки пока можно считать Андрея Трегубенко - исполнителя партии Папагено, естественно, партия выигрышная, пожалуй, именно у Трегубенко было больше всего возможностей для “театральности”, чем этот обаятельный певец - обладатель теплого баритона - и воспользовался.

И все-таки “Волшебная флейта”, судя по реакции публики, будет иметь определенный успех. Ботт-сценограф создал действительно замечательные декорации, предложив несколько остроумных ходов. Жаль, что режиссер умер в сценографе.

Ну а Моцарт, он, несмотря на два с половиной века, все так же молод и хорош. Уж его-то музыка не наскучит, в ней есть беззаботность флирта и глубина трагической любовной истории.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии