Время и Деньги
18.04.2010 ТВ и кино

Татарское телевидение не сочувствовало террористам?

Суть претензий заключается в том, что все принявшие участие в передаче ушли от осуждения террористов, захвативших заложников в Москве, и пытались оправдать их действия “неправильной национальной политикой” федерального центра, называя их “актом отчаяния”, а кое-кто договорился едва ли не до прямых оскорблений Президента России. Противоположные мнения в прямом эфире не прозвучали...Мы связались с обоими “фигурантами” этого дела и вот какие комментарии получили.

Рафаэль Хакимов с ходу отверг обвинения в некоей особой режиссуре и подборе дозвонившихся до студии во время передачи. По его мнению, “об этом не может быть и речи”, так как “у каждого прямого эфира есть своя аудитория, сопереживающая той или иной проблеме”.

Кроме того, Рафаэль Хакимов обратил внимание на то, что в “Республике”, по его словам, были весьма “неловко” перетасованы кадры телепередачи ГТРК: цитировались высказывания Ирека Муртазина и писателя Зульфата Хакима, а оценивался... советник главы Татарстана Рафаэль Хакимов. “А это уже достаточно известный прием, который часто применяется в СМИ”, - резюмировал г-н Хакимов.

В принципиальном плане советник Президента Татарстана счел необходимым подчеркнуть, что его позиция по отношению к терроризму была и остается неизменной: с этим явлением следует воевать в любой форме и всеми методами, которые существуют. При этом Рафаэль Хакимов заметил, что терроризму нет оправдания, но у него есть причины: будь то США, Палестина или Россия. “Не терроризм породил Чечню, а Чечня породила терроризм! Как ни трагичны события в Москве, но они “вписаны” в общий сюжет чеченской войны, куда оказались втянуты российский и чеченский народы”, - сказал он.

А войну в Чечне, по убеждению Хакимова, нельзя завершить никакими методами, кроме политических.

В свою очередь Ирек Муртазин рассказал следующее.

- Мы вышли в прямой эфир 24 октября в 13 часов 30 минут. Это, по сути, была первая реакция татарстанских СМИ (на захват заложников в Москве - Ред.), по остальным каналам в это время еще шли развлекательные программы. Мы поняли, что не можем стоять в стороне, я принял решение отменить все развлекательные передачи, рекламный отдел подготовил письма нашим рекламодателям с извинениями, что в то время, когда нашим соотечественникам угрожает смерть, мы не можем думать о зарабатывании денег. У нас был даже снят с эфира спектакль - комедия.

В прямой эфир программы “Татарстан” я пригласил Рафаэля Хакимова и задал ему вопрос: что это, бандитизм, терроризм или акт отчаяния людей, которые пытаются вот таким варварским способом привлечь внимание мировой и российской общественности к проблемам Чечни? Ведь ясно же, не было бы войны - не было бы этого террористического акта.

После этого мы успели записать интервью муфтия Татарстана Гусмана хазрата, который говорил, что это не шахиды, что они в рай не попадут, он призывал террористов опомниться. Мнения были разные, были представлены обе стороны. Когда дневная программа была завершена, я сказал, что вечером мы продолжим разговор. Я хотел пригласить Гусмана хазрата, но он не смог приехать, и вместо него был Валиулла хазрат. А все остальные люди пришли сами, мы выкатили телекамеру в фойе. И мнения были полярные, мы звонки не отбирали. Но почему-то о них ни слова, так же, как и о словах представителей духовенства. О том, что я говорил, что люди захватили Театральный центр варварским способом, о том, что жизнь человеческая бесценна, - об этом тоже ничего в программе “Республика” не было сказано.

Что касается намеков на возможную реакцию моего “московского начальства”, то я уже устал говорить, что у меня нет московского начальства: мы еще не вошли в ВГТРК, идет только процесс нашего вхождения в этот холдинг.

Когда случаются такие вещи, как комментарий Кузьмина, надо смотреть, кому это выгодно. Ведь телекомпания “Эфир” не меняла свою сетку вещания, у нее также шли развлекательные передачи. Даже сегодня, в день траура, рекламу не убрали...

От редакции “ВиД”. Мы признательны г-дам Хакимову и Муртазину за то, что они согласились разъяснить свои позиции, и должны сказать, что замечания в адрес “Эфира” тоже небеспочвенны, и не только по поводу рекламы, но и, например, по поводу демонстрации в один из дней трагедии в Москве фильма из разряда как минимум “жесткой эротики”. Можно еще напомнить о “песенно-плясовой” традиции других местных телеканалов, не прерывающейся в драматичные для страны дни. Проблема в том, что по сию пору иные модераторы татарстанских СМИ не могут принять как данность, что мы - в России, и, назовем вещи своими именами, не хотят быть с Россией как в тяжкие, так и в светлые для нее дни.

И надо еще подумать, что хуже: наукообразные рассуждения о глобальных причинах терроризма в те минуты, когда на кону стоит жизнь сотен людей, в том числе детей и женщин, или хамские, но по крайней мере откровенные выпады в адрес главы государства. В любом случае тенденциозность налицо: те, кто, по самым оптимистичным подсчетам единомышленников, выражают настроения 2-3 процентов населения республики, получили как минимум 95 процентов эфира в упомянутой передаче ГТРК “Татарстан”, а точка зрения подавляющего большинства людей с адекватной, то есть нормальной человеческой реакцией на происходящее, осталась за кадром.

Кстати, для тех, кто не видел комментируемой передачи: распечатка высказываний ее участников размещена в интернет-портале по адресу www.e-kazan.ru

2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии