“Первый призыв” на власть не претендует. Но готов на нее влиять
17.05.2005 Политика

“Первый призыв” на власть не претендует. Но готов на нее влиять

В конце прошлого года "ВиД" поздравлял Розу Туфетулову, которая достойно выдержала все перипетии предвыборной борьбы и теперь представляет в Общественной палате РФ общественность Приволжского федерального округа и Татарстана. По общему мнению, Союзом журналистов РТ была выдвинута достойная кандидатура, которая хорошо известна широкому кругу татарстанцев.

Имеет многолетний стаж работы редактором в популярных журналах “Ялкын” и “Азат Хатын” (“Сююмбика”). В течение десяти лет была заместителем председателя исполкома Всемирного Конгресса татар, активно участвовала в создании женской организации “Ак калфак”. Избиралась депутатом Госсовета РТ второго созыва, являлась заместителем председателя постоянной комиссии по социальным вопросам. С 1993 года и по настоящее время - член комиссии по помилованию при Президенте РТ.

Что немаловажно, Роза Туфетулова открыта для общения и обладает такими свойствами характера, как искренность и стремление помочь людям в решении их проблем. Можно быть уверенным в том, что очень многие татарстанцы смогут по достоинству оценить ее работу и в Общественной палате РФ. Сегодняшнее интервью - о первых впечатлениях и планах.

- Роза Рахматулловна, как известно, при формировании Общественной палаты РФ разгорались большие страсти: большинство столичных претендентов оказалось как бы вне конкуренции, региональные - проходили через сито нескольких ответственных выборных мероприятий. Ощущаются ли сейчас отголоски былых волнений?

- Мне довелось участвовать в двух заседаниях - первом пленарном, а чуть позже - комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия. Ни на одном из них не было даже намека на выяснение отношений! Если бы это произошло, было бы трудно говорить об искреннем намерении решить такую задачу, как согласование интересов общества, граждан, общественных организаций, всех ветвей власти на основе принципов взаимоуважения и толерантности.

Тем не менее при обсуждении регламента прозвучало несколько предложений о том, как сделать процесс формирования новой для России структуры более демократичным. Я, например, предложила внести поправки в ту статью, где идет речь о процедурах, которые необходимо пройти представителям региональных и межрегиональных общественных организаций, прежде чем стать членами Общественной палаты РФ.

- Почему нынче вы решили не концентрировать свое внимание на социальных вопросах?

- По согласованию с Советом Общественной палаты имею право присутствовать на заседаниях любой из 17 комиссий, что и сделаю, если это будет необходимо. А работа в комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия дает реальный шанс предпринять конкретные действия для сохранения родной культуры и языка. Это, пожалуй, моя самая главная цель на ближайшие два года. Она вполне осуществима, если иметь в виду прозвучавшее на первом пленарном заседании пожелание Президента России о необходимости реализовывать национальные проекты.

- Кто ваши новые коллеги?

- В комиссии, которую возглавляет Митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской патриархии отец Климент, известные и уважаемые люди. Среди них - председатель Совета муфтиев и Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдин, главный консультант одного из лучших в стране музеев-заповедников и советник атамана Всевеликого войска Донского Михаил Шолохов, президент Российского фонда духовного возрождения Галина Боголюбова...

Впрочем, можно было бы перечислить имена и фамилии всех шестнадцати членов нашей комиссии, которые обладают не только высокой компетентностью в своем деле, но и проявляют активную гражданскую позицию. У нас поистине интернациональный состав - татары, русские, казак, чеченец, чукча... Как бы срез общества многонациональной России, в которой не должно быть конфликтов и революционных потрясений.

- Есть ли, на ваш взгляд, особенности у Общественной палаты?

- Здесь много женщин - 25 процентов! Меня это обстоятельство радует, потому что в последние годы наши женщины под любым предлогом вытеснялись из политики и общественной жизни. А ведь даже в известной старинной притче говорится о том, что на свете есть всего три главные ценности - хлеб насущный, дающий жизненную силу; мудрость, заключенная в книгах и обеспечивающая связь времен; женщина, не позволяющая оборваться нити жизни. Теперь и для большинства наших сограждан стало очевидно: личный успех, основанный на жесткой конкуренции, и силовой подход к решению проблем должны уступить место заботе об общем благе и упрочению мира.

- Вы думаете, что именно такими принципами руководствовалась примадонна отечественной эстрады, когда дала согласие поработать ради общественных интересов?

- Это не повод для иронии, потому что Алла Пугачева и на самом деле очень серьезно относится к своим обязанностям в комиссии по вопросам социального развития. Она определила две основные темы - благотворительность и защита детства. Теперь уже нет никаких сомнений в том, что известная певица воспринимается как защитница народных интересов. Это подтверждается и сайтом Общественной палаты, а на него за последние полторы недели заходили более 300 тысяч человек!

Большинство обращений адресовано Алле Пугачевой, чуть поменьше - адвокату Анатолию Кучерене и детскому доктору Леониду Рошалю. Как вы думаете, что просят люди - помочь деньгами или хотят узнать новые подробности из жизни шоу-бизнеса? Да ничего подобного! Большинство посланий начинается со слов: “Алла Борисовна, помогите изменить пенсионное законодательство, которое превратило в нищих полстраны!”

- Для работы в Общественной палате выбираете законопроекты сами или довольствуетесь теми документами, которые предоставляет в ваше распоряжение парламент?

- Выбор законопроектов - только наша инициатива! Общественная палата без ограничений может заниматься любой проблемой, которую считает наиболее важной для страны.

- Что сейчас оказалось приоритетным?

- Во-первых, экспертиза законопроекта “Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации”, который будет рассматриваться депутатами Государственной Думы через месяц. Во-вторых, обсуждение при участии министра образования и науки РФ законопроекта “Гуманитарное образование: система подготовки, издание учебных пособий по истории и языку”. В-третьих, консультации по законопроекту “О высшем совете по защите нравственности в области телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации”, разработанного Станиславом Говорухиным, Иосифом Кобзоном, Еленой Драпеко и еще несколькими известными парламентариями.

- Хотя точка зрения Общественной палаты имеет рекомендательный характер, может создаться неприятная коллизия, если члены новой структуры проявят некомпетентность...

- У нас уже созданы рабочие и экспертные группы, в которые входят профильные специалисты. Среди экспертов нашей комиссии, например, историк, писатель, искусствовед.

- В перерывах между заседаниями в Общественной палате люди могут к вам обратиться лишь со своими соображениями только по поводу федерального законодательства?

- Я не должна делить вопросы на “свои” и “чужие”. Если есть проблема, ее надо обсуждать и находить пути решения. Что, собственно говоря, и происходит уже сейчас, хотя пока еще ремонтируется комната в Министерстве сельского хозяйства РТ, где мне предстоит вести прием населения.

Хотелось бы сказать еще и о такой важной детали. Если у общественных организаций или граждан есть какие-то инициативы, связанные с совершенствованием жизни нашего общества, милости прошу к серьезному и обстоятельному разговору. Очень важно, чтобы люди практически участвовали во всех важнейших процессах, происходящих в нашей стране.

- Как реагировала семья на новые хлопоты и заботы в вашей жизни?

- Когда сообщила о том, что стала претендентом на одно из 126 мест в Общественной палате Российской Федерации, муж грустно сказал: “Ты, конечно, пойдешь”. Как в воду глядел! Теперь постоянно ощущаю его поддержку и стремление помочь побыстрее состояться в новом качестве и принести пользу большому делу.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии