Время и Деньги
02.12.2005 Культура

Преждевременный человек

В Большом драматическом театре имени В.И.Качалова состоялась премьера литературно-музыкального спектакля “Я вдаль гляжу с надеждою святой...”, посвященного юбилею Габдуллы Тукая в постановке главного режиссера театра Александра Славутского.

Перед нами именно спектакль, а не нудная “композиция по стихам”, какими еще недавно было принято отмечать “круглые даты” со дня рождения выдающихся мастеров пера. Качаловцы решились на рискованный эксперимент, и, забегая вперед, скажу, что выиграли - они пригласили к сотрудничеству камерный оркестр Рустема Абязова “Примавера”. Сочетание слова и музыки - весьма рискованное, одно может убить другое, но в новой работе театра все оказалось в гармонии.

Сценография сделана просто и лаконично - черный задник со звездами, струящаяся из-под потолка ткань, на которой прикреплены десятки листов бумаги - словно символ разлетевшихся по миру стихов Тукая. Решение сценического пространства главным художником театра Александром Патраковым выглядит стильно и образно.

На сцене сидит оркестр с дирижером, причем Рустем Абязов в какие-то минуты солирует и как скрипач, и присутствуют все участники представления.

Мы давно уже отвыкли от подобных литературных спектаклей и, находясь в зале, ощутили чуть забытую прелесть поэтического слова, профессионально звучащего со сцены. Автор сценической композиции, народная артистка России Светлана Романова, ушла от биографических подробностей и выстроила свою поэтическую версию жизни и смерти Тукая. В спектакле использованы стихи Тукая в переводах замечательных поэтов - Ахматовой, Липкина, Сельвинского, воспоминания, биографические и публицистические очерки. Романовой удалось передать боль поэта от бесприютного сиротства и тоску по любящему сердцу, трагедию непонимания и поддержку от обожания читателей. Действие длится всего час, и за это время перед нами проходит история мальчишки-сироты, которого отдают на базаре в любые руки, лишь бы сбыть куда-нибудь, выросшего в совесть нации. В спектакле нет актера, играющего Габдуллу Тукая, да это, наверное, и не нужно, ведь у каждого, кто знает его стихи, есть свой, личный образ. Актеры по очереди читают Тукая, грань за гранью раскрывая судьбу и характер выдающегося поэта. Разумеется, чтение не равноценно, можно сказать, что спектакль держится на Светлане Романовой, Геннадии Прыткове и очень органичном Марате Голубеве. Увы, чтецкая культура отчасти утрачивается.

Музыка (музыкальный руководитель проекта Рустем Абязов) - еще одно действующее лицо. В спектакле использованы мелодии культового балета Яруллина “Шурале” и фрагменты сюиты самого Абязова “Образы Тукая” на темы татарских народных мелодий.

Русский театр рассказал о классике татарской литературы (кстати, подобное случилось впервые) трогательно и по-доброму. С такой любовью и пронзительной печалью, что иногда у сидящих в зале в горле вставал комок от сдерживаемых слез. Так, наверное, и надо говорить о Поэте, стирая с его образа “хрестоматийный глянец”, нужный только “скучным ученым”.

...Жил в своей “светозарной Казани”, ходил по тем же улицам, где мы ходим сейчас, умер в Клячкинской больнице. Пытался достучаться до сердец и, как часто случается, оказался “преждевременным человеком”. Вспомнить о нем не ради юбилея, не ради “галочки” в отчете, а просто по-человечески - долг потомков.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии