Время и Деньги
05.12.2005 Культура

Как бабочка на огонь

В Казани, как уже сообщал “ВиД”, проходят гастроли оперной труппы московского Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Среди прочих названий - “Мадам Баттерфляй” Джакомо Пуччини.

Опера, поставленная Людмилой Налетовой, верной соратницей и ученицей главного режиссера Александра Тителя, - пожалуй, самый титулованный спектакль этого театра, имеющий в активе четыре “Золотых маски”. Очевидно, мы, провинциалы, что-то идеализируем в этой национальной театральной премии, нам кажется, что “Маску” присуждают за нечто особенное... А вот и нет! “Мадам Баттерфляй” в Музыкальном театре - спектакль, напоминающий пазлы, так четко он “собран” режиссером. Есть в нем несколько находок, есть определенная новизна в прочтении. Но ведь это все тот минимум миниморе, который требуется от нормальной профессиональной постановки. А национальная премия... Впрочем, оставим ее присуждение на совести учредителей и поговорим о “Мадам Баттерфляй”, поставленной в Музыкальном театре.

Перед нами некая усредненная Япония, в которой разыгрывается банальная любовная история молодой гейши и лейтенанта американского флота. Чем она может закончиться, ясно сразу же - счастливого финала не будет, и вовсе не потому, что он не написан авторами, - его не может быть по определению. Появление черных фигур на свадьбе - зловещий намек, к которому стоит прислушаться.

Японский колорит введен в спектакль осторожно и с большим вкусом, он очень важен в “Мадам Баттерфляй”, потому что здесь это не этнография, а основа характера Чио-Чио-сан, в глубине души живущей по нравственному кодексу, принятому в ее стране. Чио-Чио-сан (Ирина Аркадьева) - стоик и максималистка. Если для нее любовь “крепка, как смерть”, то для Пинкертона (Михаил Урусов) - это всего лишь увеселительное путешествие. Хотя дуэт в конце первого акта и демонстрирует публике полное родство душ, они все равно очень разные. Ближе к Чио-Чио-сан ее служанка Сузуки (Елена Максимова, обладательница теплого, глубокого голоса, пожалуй, лучшая актерская работа в спектакле).

Главный образ в “Мадам Баттерфляй”, введенный Людмилой Налетовой, - лодка, и здесь можно подразумевать ладью Харона. Решив, что “ с честью умирает тот, кто не может сохранить жизнь с честью”, Чио-чио-сан вступает в эту ладью и вонзает себе в грудь кинжал. За сценой кто-то негромко произносит ее имя, возможно, ей кажется, что это Пинкертон. Она раскидывает руки в стороны, и они словно превращаются в крылья испуганной бабочки, а ладья медленно уплывает в вечность...

Опала листва с красками,

Лишь ветер гуляет

По однотонному миру.

Если говорить о собственно музыкальной части постановки, то она соответствует принятым стандартам - слаженный оркестр, которым управлял Феликс Коробов, хорошие голоса. Ирина Аркадьева была очень трогательна в знаменитой арии из второго акта, но недостаточно трагична в третьем. Жаль девочку-бабочку. Но полеты над огнем до добра не доводят. Высокой трагедии не получилось, хотя мелодрама поставлена по законам жанра и со вкусом.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии