Время и Деньги
03.09.2010 Авто

О первом автомобилисте Татарстана

В жизни столицы Татарстана с ее многочисленными перекрестками, крупными транспортными развязками автомобиль играет если не первую, то, во всяком случае, далеко не последнюю роль. Но, к сожалению, мало кто из современных жителей Казани знаком с историей автомобильного движения в нашей республике и биографией людей, внесших огромный вклад в его развитие.

В музее истории ГАИ ГИБДД МВД РТ бережно хранятся экспонаты, напоминающие о событиях тех далеких лет, когда повозки с лошадьми уходили в прошлое, а “безлошадные повозки”, так на заре автомобилестроения называли автомобиль, прочно и уверенно занимали место в повседневной жизни нашего города.

- Первые скоростемеры появились в 60-х годах прошлого века, - увлеченно рассказывает директор музея Фарида Зайнуллина о хранящихся в музее различных модификациях приборов измерителей скорости.

По виду они похожи на обычный секундомер, но вместо “минут” проградуированы “километрами в час”. Так называемая “фара” - первый измеритель скорости, принцип работы которого основан на радиоволновом излучении, появился намного позже. Со временем приборы модернизировались и совершенствовались.

Самым ценным экспонатом зала, посвященного современности, считается водительское удостоверение Минтимера Шаймиева. В этом зале также хранятся удостоверение первого в республике автомобилиста и текст первых правил дорожного движения по “Казани и окрестностям”.

Среди многочисленных музейных экспонатов в глаза бросается карандашный набросок - портрет Филиппа Рудольфа, сделанный неизвестным художником в июле 1940 года. Линии карандаша вычерчивают тонкие, крепко сжатые губы, прямой нос, волевой подбородок и большие усталые глаза. Под рисунком сохранилась надпись: “ Шуре и Валюше на добрую память”. Рисунок излучает мощную энергию, которая внушает тревогу и чувство горечи.

- Это Филипп Рудольф, - сказала Фарида Зайнуллина. Для меня это имя пока ничего не значило, но было ясно - передо мной портрет незаурядной личности и с именем этого человека должно быть очень много связано . Интуиция не подвела - роль Филиппа Филипповича Рудольфа в развитии автомобильного движения и становлении Госавтоинспекции в нашей республике оказалась огромной, а его судьба трагичной.

В архиве ФСБ МВД РТ хранится автобиография Филиппа Филипповича Рудольфа. “Я, Филипп Филиппович Рудольф, родился 24 августа в 1892 году, в Самарской губернии...” В Казань Рудольф приехал в 1911 году, тогда он устроился работать учеником шофера в гараже автотранспортного товарищества “Стародубцев и К”. Позднее служил шофером у купца Борисоглебского, у предпринимателя Бойченко, у директора стекольного завода Хохрякова.

В 1915 году Рудольф был призван на службу в царскую армию, попал на турецкий фронт, в город Эрзурум. “На фронте служил шофером грузовой машины и автобуса. Демобилизовался в Тифлисе в 1918 году и приехал в Казань”- пишет в автобиографии Филипп Рудольф. В Казани его ждала невеста Александра. Через год после женитьбы у них родилась дочь Валентина. К тому времени Рудольф работал шофером в совнаркоме Управления Казанским военным округом.

В 20-е годы стали создаваться различные акционерные общества, в том числе в ТАССР было создано Всероссийское общество “Автопромторг”, Рудольф стал активным членом общества. Под его началом было организовано транспортное обслуживание промышленных и сельскохозяйственных предприятий Татарстана, были налажены транспортные связи с другими областями СССР, организованы грузовые и пассажирские перевозки по всей республике.

С 1927 года по 1936-й Рудольф работал сначала секретарем автобюро, затем заведовал автоотделом в “Татдортрансе”. Под его руководством строились гараж на 100 автомобилей на Сенной площади, бензозаправочная станция, устанавливался первый в городе светофор на углу улиц Баумана и Чернышевского. Но самое главное - благодаря стараниям Рудольфа в Казани в здании бывшей духовной семинарии открылся один из первых в России автодорожных техникумов.

В 1937 году 2 октября Рудольфа арестовали и объявили шпионом фашистской Германии. Расследование шло два года, во время следствия Филипп Рудольф подвергался пыткам. В музее хранятся письма Филиппа Филипповича жене и дочери. В них он пишет, что все будет хорошо, скоро во всем разберутся и его выпустят на свободу. Жена Александра и дочь Валентина носили передачи с записками, они хранятся в музее, на них Рудольф делал отметки: “Получил все полностью. Здоров. Целую крепко. Желаю здоровья вам. Ваш Рудольф “.

К сожалению, власти не разобрались, где - правда, а где - ложь. По решению Особого Совещания при народном Комиссаре Внутренних дел СССР от 17 января 1940 года Рудольфа заключили в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет. Его отправили отбывать срок в Коми АССР. Из лагеря в письмах жене Рудольф писал: “Наверное, Сталина обманывают...” Он до конца своей жизни не верил в то, что случилось. Пытки сделали свое дело, в сентябре 1940 года Рудольфа уже не стало.

После смерти Сталина, когда началась волна реабилитаций, жена Рудольфа начинает писать письма. В одном из них она писала: “Товарищ прокурор, Вы меня извините, пожалуйста, но у меня было письмо от мужа, в котором он писал, что его осудили неправильно. Во время допроса ему пришлось стоять непрерывно двое суток, ноги его распухли, сил больше не было, и ему пришлось подписать, что он выпускал плохих шоферов. Он думал, что потом разберут, где правда, а где ложь”.

В 1955 году письма от Александры Рудольф были отправлены в Президиум Верховного Совета товарищу Ворошилову , Генеральному прокурору СССР, Прокурору Госбезопасности города Казани и Прокурору Госбезопасности ТССР. Через полгода началось расследование дела. По определению Военного трибунала ПРИВО от 6 июля 1956 года Рудольф был реабилитирован.

Дочь Филиппа Рудольфа - Валентина Филипповна закончила химический факультет КГУ и защитила кандидатскую диссертацию. Валентины Филипповны уже нет в живых. Известно, что она вышла замуж за Леонида Тогулева и родила сына и дочь, внуков Филиппа Рудольфа. Асия Леонидовна Тогулева, внучка Рудольфа, умерла четыре года назад. О внуке Филиппа Филипповича сведений нет.

Как утверждает председатель немецкой общины Казани Виктор Диц, сейчас он готовит к печати справочник “Немцы Казани”, об оставшихся в живых потомках первого автомобилиста нашего города ничего не известно.

- Поступала какая-то смутная информация о том, что дальние родственники Рудольфа живут в Нижнекамске, однако никто ее не подтвердил, - сказал он мне по телефону.

Как сообщили в Горсправке, в Казани живет только один человек с такой фамилией - Татьяна Теодоровна Рудольф, и сообщили ее телефон. Но как выяснилось, Татьяна Теодоровна никакого отношения к Филиппу Рудольфу не имеет.
53
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии