Время и Деньги

Банкир предстанет перед судом

В Вахитовский райсуд Казани передано дело Сании Терегуловой - бывшей управляющей казанским отделением “Ак барс” банка. По версии следствия, благодаря ее действиям крупнейший банк республики потерял около 130 млн рублей.

Госпожа Терегулова попала под следствие в рамках скандально известного дела бывшего руководителя бавлинского фондового центра ЗАО ИК “Элемтэ” Мунавар Самадовой. “ВиД” уже рассказывал, как, пользуясь имиджем бавлинского филиала компании, Самадова занималась незаконной предпринимательской деятельностью - под видом вложения в ценные бумаги привлекала средства граждан и юридических лиц. В ходе расследования удалось установить ее причастность к хищению почти полумиллиарда рублей. Недавно Самадова была признана виновной в мошенничестве и приговорена к пяти годам лишения свободы. Причем расследование ее деятельности все еще продолжается.

Под следствием оказалась даже непосредственный руководитель Самадовой - генеральный директор ИК “Элемтэ” Закия Шафикова. Она подозревается в том, что в апреле 2003 года совершила хищение средств компании на сумму в несколько десятков миллионов рублей.

Следователи полагают, что по предложению Самадовой Шафикова передала ей свои и знакомых средства под обещание ежеквартальной выплаты прибыли из расчета 45% годовых. Так что спустя некоторое время у Самадовой аккумулировалось около 28 млн рублей. Однако со временем дела у Самадовой пошли плохо, выплаты клиентам прекратились, и Шафикова вынуждена была взять в своей компании с согласия акционеров ссуду в 30 млн рублей. Ими она расплатилась со знакомыми, передавшими Самадовой сбережения. Позже Шафикова составила фиктивные документы, согласно которым якобы вернула компании 30 млн рублей.

Но прежде чем понять, кем на самом деле является Самадова, Шафикова успела ввести ее в круг своих знакомых. Одной из них была управляющая казанским филиалом “Ак барс” банка Сания Терегулова.

Шафикова познакомила их в апреле 2003 года, когда Самадова решила открыть в банке счет. Гендиректор “Элемтэ” отрекомендовала Самадову как высококлассного специалиста, и кроме того, упомянула, что это ее родственница.

По версии следствия, через несколько дней Самадова взяла в долг у новой знакомой шесть миллионов рублей. А вскоре получила в банке первый кредит. И спустя два месяца продемонстрировала банкиру недюжинные таланты, вернув долг с процентами - 6,6 млн рублей. Обрадованная банкирша даже представить себе не могла, что долг Самадова возвратила за счет полученного ею же кредита.

Почти одновременно Самадова познакомилась с руководителем регионального отделения ФКЦБ России Борисом Соболевым (против него также возбудили уголовное дело, но на днях прекратили в связи с амнистией).

Судя по дальнейшим событиям, Самадова ему также пришлась по душе. Оплотом их сотрудничества явилось появление в июле 2003 года фирмы “Сабилен”. Ее учредителями стали Мунавар Самадова, родственницы Бориса Соболева и Сании Терегуловой, а также хорошо известный в республике топ-менеджер. Гендиректором “Сабилена” стала Мунавар Самадова - таким образом учредителям легче было контролировать деятельность финансиста, которой они передали свои деньги.

Вскоре кредиты из “Ак барс” банка полились в руки Самадовой рекой. Поскольку получить много кредитов на себя одну (как частного предпринимателя) Самадова не могла, она стала оформлять их на других лиц, даже не подозревавших об этом. Всего, по версии следствия, Терегулова выдала новой знакомой 37 кредитов, в том числе 20 на подчиненных Самадовой (она использовала копии их документов). Кроме того, еще 20 млн казанский филиал “Ак барс” банка выдал фирме “Сабилен” (после чего средства были перечислены на счет Самадовой).

Впрочем, номер не прошел. Руководство “Ак барс” банка установило, что “Сабилен” получила кредит незаконно, поскольку одним из учредителей фирмы являлась дочь госпожи Терегуловой (по закону для получения кредита в этом случае было необходимо особое распоряжение). После проверки у банкира потребовали возврата кредита.

Однако Терегулову это не смутило. По версии следствия, она воспользовалась кредитными линиями других клиентов банка и дала распоряжение направить их денежные средства на погашение кредита, выданного “Сабилену”. Правда, позже, когда обман раскрылся, банк признал погашение кредита незаконным.

Терегулова поняла, что попала в историю, только через полгода, когда с ее помощью Самадова получила в “Ак барс” банке около 130 млн рублей. Терегулова и Самадова заключили договор о переуступке прав требования, который выполнил бы роль обеспечения кредита (хотя Терегулова должна была убедиться в залоговом обеспечении намного раньше). Самадова якобы передала свои акции московской фирме, и та должна была перечислить средства “Ак барс” банку. Однако никаких денег Терегулова не увидела. Более того, фирма, которой Самадова якобы передала акции, оказалась фиктивной.

Поняв, что Самадова всех надула, учредители “Сабилена” попытались вернуть деньги, но было поздно. Впрочем, вскоре проблемы возникли и у Самадовой. Неизвестные похитили ее сына и держали неделю взаперти. Преступление, кстати, так и осталось нераскрытым.

Наконец руководство “Ак барс” банка провело ревизию казанского филиала. Итог был неутешителен. Проверяющие нашли вопиющие нарушения внутренних инструкций: договоры о выдаче кредитов оказались липовыми, кроме того, кредиты не были должным образом обеспечены и вдобавок выдавались с превышением лимита. Итогом проверки стало увольнение Терегуловой и обращение руководства банка в правоохранительные органы. Не согласившись с начальством, Терегулова попыталась обжаловать решение об увольнении, но суд признал действия руководства банка обоснованными.

По итогам расследования, которое вела татарстанская прокуратура, Сание Терегуловой было предъявлено обвинение в использовании служебных полномочий против интересов службы. Правда, вину бывший банкир не признала и отказалась от дачи показаний, сославшись на 51-ю статью Конституции.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии