Время и Деньги
11.11.2008 Бизнес

Оксана ДЕРИШЕВА: “Западные инвесторы заинтересованы в российском рынке”

Недавно в Казани представители российской фондовой биржи “Российская торговая система” встретились с татарстанскими инвесторами и эмитентами. В ходе встречи московские гости рассказали о возможностях, которые представляет фондовая биржа “РТС”, а также о привлекательности российского фондового рынка.

О том, какие задачи сегодня стоят перед российским фондовым рынком, и о доходности татарстанских эмитентов рассказала в интервью нашему корреспонденту руководитель Департамента листинга фондовой биржи “РТС” Оксана Деришева.

- Оксана Борисовна, вы провели анализ доходности эмитентов Татарстана. Скажите, какое место они занимают в России и какие у них перспективы?

- Мы анализировали данные по доходности татарстанских предприятий в период с 1 апреля 2005 года по 1 апреля 2006 года. За это время “Татнефть” достигла 295% годовых, КАМАЗ - 174%, Казаньоргсинтез - 163%. Акции этих предприятий (кроме “Татнефти”) относятся ко второму эшелону. Уровень их доходности сопоставим с доходностью таких “голубых фишек”, как “Газпром”. Подробнее хочу остановиться на очень интересных эмитентах.

Например, ОАО “Нижнекамскнефтехим”. На сегодняшний день к бумагам этого предприятия многие проявляют большой интерес. За рассматриваемый нами период обыкновенные акции НКНХ дали 83% годовых. Это отличная доходность для бумаги такого уровня ликвидности. Хотелось бы также отметить ОАО “Казанский вертолетный завод”. Его ликвидность меньше, чем НКНХ, но тем не менее есть постоянный спрос на рынке на эти бумаги, в результате акции вертолетного завода дали 40% годовых за указанный промежуток времени. Если сравнивать с уровнем инфляции, то это прекрасный показатель.

- В Казани вы общались с представителями крупных и средних предприятий Татарстана. Какие вы им дали советы по привлечению инвестиций?

- В первую очередь мы рассказали о нашем проекте “Биржа для эмитентов”. В проекте взаимодействуют три структуры - это брокеры, которые занимаются поддержанием эффективности ценных бумаг, это эмитенты, которые совместно с биржей определяют, какой уровень ликвидности они хотели бы гарантировать рынку, и биржа. Биржа, со своей стороны, помогает контролировать ситуацию на рынке, предупреждает, как минимум за месяц, о том, что может сложиться процедура делистинга ценных бумаг предприятия, в рамках договора проводится ряд мероприятий, которые позволяют не допустить такого. В рамках проекта также проводятся мероприятия по постоянному поддержанию уровня ликвидности ценных бумаг, который был бы интересен и для инвестора, и для эмитента.

- Как вы оцениваете готовность выхода предприятий Татарстана на российский фондовый рынок?

- Сегодня мы ведем переговоры с “Таттелекомом”, закончившим свою реорганизацию, в ходе которой к нему была присоединена Казанская ГТС. Мы ожидаем, что в ближайшем будущем этот эмитент подаст документы на допуск ценных бумаг к торгам и будет проходить процедуру листинга. Что касается ОАО “НКНХ”, то в планах этого эмитента также прохождение процедуры листинга.

- Оксана Борисовна, статистика говорит, что выгоднее привлекать инвестиции на фондовом рынке, а не через банки. Однако банкиры утверждают, что с ними иметь дело надежнее. Как бы вы прокомментировали эти позиции?

- Смотря какие цели ставит перед собой заемщик. В банке можно привлекать кредиты лишь на непродолжительное время - на год или два. Но для многих предприятий нет проблемы привлечения краткосрочных средств, а вот долгосрочные ресурсы - от трех до семи лет - можно привлечь только на фондовом рынке посредством размещения облигационных выпусков.

Их доходность составляет сейчас около 10-12% годовых . Для сравнения: в банках кредитная ставка составляет от 15 до 18%, в зависимости от назначения и от налоговых обязательств. Кроме того, при обращении в банк эмитент попадает в зависимость от этого кредитного учреждения. То есть он не может свободно распоряжаться теми активами, которые у него находятся в залоге. Он должен в обязательном порядке согласовывать все действия с кредитором. Проблему можно решить путем диверсификации портфеля инвестора и при выпуске облигационного займа.

- Над какими проектами сегодня работает РТС?

- Мы планируем запустить новый проект на рынке облигаций, который позволит разрушить монополию на рынке документарных ценных бумаг. Мы хотим предложить эмитенту вариант выпуска бездокументарных облигаций. К сожалению, большинство сегодняшних консультантов, которые оказывают эмитентам услуги, ориентируются только на документарную форму выпуска, забывая, что по законодательству этот вид бумаг может быть и бездокументарным. Мы также хотим предложить эмитентам выпуск документарных облигаций с хранением глобального сертификата в расчетном депозитарии в РТС, который обслуживает инвестиционные счета эмитента бесплатно, либо в уполномоченном депозитарии того же андеррайтера, который оказывает эмитенту услуги по подготовке облигационного выпуска. Этот рынок будет ориентирован на небольшие предприятия и фирмы с объемом эмиссии облигаций до 500 млн рублей. Мы сделали вывод, что небольшим компаниям не нужны объемы от миллиарда и выше, им не нужно одноразовое получение капитала. Многие заинтересованы в том, чтобы размещение выпуска шло траншами, а поступление финансовых ресурсов осуществлялось по мере реализации эмитентами их инвестиционных проектов. Те схемы, которые существуют сегодня, не позволяют решать такие задачи. На рынке сложилось мнение, что выпуск до одного миллиарда является неликвидным, эти стереотипы необходимо развеять.

- Скажите, что делается на российском фондовом рынке по привлечению акций новых эмитентов?

- Сегодня РТС работает над проектом, который мы условно называем “РТС - старт”, он будет ориентирован на предприятия второго эшелона. В рамках этого проекта мы предполагаем привлекать акции тех эмитентов, которые боятся выходить на фондовый рынок либо считают, что рынок ценных бумаг - это не для них . Задачей проекта “РТС - старт” является максимальная либерализация выхода таких эмитентов на фондовый рынок. Если говорить об аналогиях, то, наверное, наш проект можно сравнить с рынком альтернативного инвестирования в Лондоне, с так называемой площадкой “AIM”. В контексте нашего проекта была организована рабочая группа, в нее вошли представители РТС и ММВБ. Каждой из сторон была подготовлена своя концепция проекта. Мы предполагаем, что, собрав эти мнения, федеральная служба по фондовому рынку РФ выработает единую политику для построения такого рынка в России. Мы считаем, что этот проект будет иметь успех, для этого есть все необходимое .

- Думаю, нашим читателям было бы небезынтересно узнать о преимуществах эмитентов РТС.

- Во первых, сегодня только в РТС существует коммуникативная система “RTS-Board”, которая позволяет брокерам выставлять котировки почти по девятистам ценным бумагам . Во-вторых, у нас есть возможность проведения IPO в России. И это действительно большое преимущество, поскольку затраты на проведение IPO в России в РТС несопоставимо низки в сравнении с западными биржами. Приведу конкретные цифры. Издержки в России на проведение IPO применительно к РТС составляют порядка трех-четырех тысяч долларов. На европейском рынке альтернативного инвестирования, на той же площадке “AIM”, старт - от 200 тысяч фунтов стерлингов, на Лондонской фондовой бирже - от одного миллиона фунтов стерлингов. И это только начало, ведь дальше следуют издержки, необходимые для поддержания ценных бумаг. Постоянно нужно будет вести международную отчетность, постоянно работать с номадами, финансовыми консультантами, которые сопровождают эмитентов. Плюс необходима PR-поддержка. Первоначально многие эмитенты, выходя на зарубежные биржи, не задумываются об этом. А когда сталкиваются с этими проблемами, то начинают понимать, что это недешевое удовольствие.

- Почему в России выйти на фондовый рынок дешевле, чем за рубежом?

- Для того, чтобы выйти на западный рынок, нужно готовить отчетность на языке той страны, где планируется обращать ценные бумаги. То есть нужен специалист, знающий язык и разбирающийся в специфике того рынка, на котором предполагает работать эмитент. А таких очень мало. Международная отчетность - удовольствие не из дешевых . Мало того, что высоки временные издержки по подготовке, нужно шесть месяцев кропотливого труда аудиторов, и это в том случае, если у эмитентов качественно велась российская отчетность, так еще возникают издержки, связанные с этим процессом. Если эмитент никогда в жизни не занимался международной отчетностью, то на первую подготовку понадобится от 100 до 150 тысяч долларов. Придется также платить номадам. Без услуг этих специалистов нельзя представить биржу в Лондоне. Все остальные издержки нужно будет платить за инфрастуктуру, которая обслуживает эмитентов биржи . При входе на Лондонскую биржу эмитент должен иметь договор с двумя специалистами, которые будут оказывать услуги по поддержанию ценных бумаг на рынке. Комиссия таких посредников составляет три-четыре процента. При том, что у нас посредники зарабатывают полтора-два процента.

- Сейчас многие российские эмитенты устремились в Лондон. На лондонской бирже есть русскоязычный раздел, который информирует компании о возможностях привлечения средств в Лондоне. Можно ли говорить о том, что в Лондоне заинтересованы в российских эмитентах? И если да, то почему?

- В Лондоне видят динамику российских предприятий. На сегодняшний день на Лондонской фондовой бирже чуть больше десятка российских компаний и около пятнадцати российских холдингов дают треть оборотов. При том, что общее количество эмитентов, допущенных к торгам, составляет две тысячи триста компаний. Представляете? То есть двадцатка россиян дает тридцать процентов оборота!

Это, конечно, похвально для нас, но в то же время эти показатели говорят о том, что наши акции недооценены. Наблюдается такая картина: входы в российские бумаги находятся на уровне невысокой доходности, но через полгода-год купившие их получают колоссальные доходности - триста процентов годовых! На мировых рынках пять-десять процентов считается великолепной доходностью.

- В чем заключается опасность размещения акций российских предприятий на Лондонской бирже?

- Если мы сейчас допустим, что все наши предприятия будут размещаться на иностранных биржах, то рано или поздно мы останемся без отечественного фондового рынка. Сегодня Правительством России, российскими биржами и менеджментом отечественных предприятий должна быть выработана консолидированная позиция по развитию российского фондового рынка. Все должны понять, что фондовый рынок - это одна из перспективных отраслей отечественной экономики. Например, в Великобритании доходы от финансового рынка просто умопомрачительные, они составляют половину доходов в ВВП. У нас доходы от финансового рынка в ВВП не заметны.

Этому сегменту уделяется недостаточное внимание в России. Проблема в этом. Хотя сегодня уже наблюдаются тенденции по либерализации российского законодательства в части подготовки ценных бумаг к торгам, в части листинга. Все последние законодательные изменения направлены на то, чтобы стимулировать развитие отечественного фондового рынка и чтобы наши эмитенты обязательно размещались на отечественном рынке.

- Многие российские эмитенты боятся размещаться на российском фондовом рынке, аргументируя свои страхи тем, что предложения могут превысить спрос...

- Это глубокое заблуждение. Сейчас фондовый рынок ждет каждого очередного выпуска, бумаги сметаются в считанные минуты. Вспомните размещение десятипроцентного пакета акций МТС, который продавала компания “Дойчетелеком” . Объем в полтора миллиарда долларов смели за тридцать минут! У нас сегодня спрос внутри страны очень высок, и грустно, что эмитенты не хотят этого видеть. Вся Европа зарабатывает на российских эмитентах, поэтому говорить о том, что в России нет денег, - это просто вводить всех в заблуждение.

- Что вы скажете о бытующем у западных брокеров мнении, что российский рынок - мертвый рынок?

- Как раз сами западные участники, те же брокеры и культивируют такое мнение, поскольку они заинтересованы в перетоке рынка на зарубежные площадки.

- Оксана Борисовна, судя по тому, что вы только что сейчас сказали, у российской экономики хорошее будущее.

- У российской экономики хорошее будущее потому, что наши активы недооценены. Правительство, безусловно, это понимает. Те изменения, которые произошли в федеральном законодательстве, это демонстрируют. Но пока эти изменения не до конца усовершенствовали процедуры размещения ценных бумаг в России. Поэтому и Дума, и федеральные структуры, занимающиеся финансовыми рынками, предполагают внести еще ряд изменений в нормативно-правовую базу и федеральные законы.

- А не проще ли запретить российским эмитентам размещаться на иностранных биржах?

- Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, кого вы спрашиваете.

Я, как представитель российской биржи безусловно считаю, что если не получается воззвать к сознательности российских эмитентов, то необходимо действовать административным путем. Сейчас, кстати, снизили долю депозитарных расписок, на которые могут выпускаться ценные иностранные бумаги. Раньше это было сорок процентов, сейчас тридцать пять. При размещении новых выпусков введено ограничение по доле их эмиссии за рубежом - не более семидесяти процентов. Существует мнение, что это очень жестко и ограничивает российских эмитентов в привлечении более дешевых средств за рубежом. Но опять же это мнение скорее консультантов тех структур, которые на этом процессе зарабатывают. Российские же биржи считают, что это вполне приемлемые условия.
15
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии