Время и Деньги
01.06.2008 Экономика

Как нам реорганизовать регистрационную службу?

В минувшую пятницу Общественная палата РТ провела слушания по вопросу о совершенствовании работы регистрационной службы в республике. В ходе обсуждения, продлившегося без малого три часа, прозвучало несколько существенных предложений, реализация которых, при доброй воле правительства Татарстана и руководства Федеральной регистрационной службы, может значительно уменьшить потери времени и нервов заявителей и одновременно увеличить поступления в бюджет в результате ускоренного ввода в налоговое поле новых объектов. Упомянутые предложения в ближайшее время будут обобщены Комиссией ОП РТ по экономике, предпринимательству и другим институтам рынка, инициатором общественных слушаний, и направлены в соответствующие инстанции в виде рекомендаций, а сегодняшние заметки - это попытка журналистского обобщения ситуации как с регистрацией прав собственности, так и со слушаниями в Общественной палате.

Ты его - в дверь, а он - в окно

Вообще-то эта поговорка - о назойливых людях, но применительно к желающим зафиксировать права собственности на недвижимость или сделки с ней (наиболее объемная часть работы регистрационной службы) это относится к любому заявителю, особенно если посмотреть на дело со стороны сотрудников РС.

Перманентные очереди (и как следствие - нелегальный "институт" торговли местами в них), необходимость собираться у дверей службы всем сторонам сделки (зачастую - всем членам семьи, срываемым с работы), периодически возникающая необходимость повторной сдачи правоустанавливающих документов из-за ошибок в их оформлении (нередко выявляемых регслужбой на исходе месячного срока, отведенного законом не регистрацию, и таким образом удваивающих этот срок) - вот далеко не полный перечень наиболее типичных претензий, высказываемых и гражданами, и представителями юридических лиц в адрес РС. Это касается как казанского отделения, так и отделений теруправления ФРС в районах Татарстана, где перечень жалоб пополняется сетованиями на элементарную нехватку у регистраторов компьютерной и копировальной техники, тесноту и духоту в помещениях и тому подобные чисто бытовые неудобства.

Сказать, что это ново и неизвестно как руководству регистрационной службы, так и властям республики и главам местных администраций, значит погрешить против истины. Более того, чтобы снять проблемы, начавшие накапливаться как снежный ком с 1998 года, когда федеральным законом была введена обязательная госрегистрация прав собственности и сделок с ней, в Татарстане разработали и с 2001 года начали внедрять универсальную процедуру госрегистрации по принципу "одного окна" (в ту пору Регистрационная палата действовала при Минюсте Татарстана, то есть бренд был исключительно республиканским).

Возможность заказать в одном месте, в этом самом "окне", техпаспорт объекта недвижимости, кадастровый план земельных участков и сдать документы на регистрацию вдохновила и граждан, и юрлиц, и власти республики. Татарстан в очередной раз оказался впереди России всей, и после того, как в июне 2001 года единый регистрационный центр в Казани продемонстрировали в действии министру экономразвития России Герману Грефу, федерация бросилась догонять: принцип "одного окна" принялись внедрять в регистрационных палатах других регионов.

Насколько этот проект прижился на бескрайних просторах России, судить не берусь, однако по данным Федеральной регистрационной службы, в чье ведение на правах теруправления Регпалата РТ перешла с января 2005 года, сейчас республиканская регистрационная служба уже не первая среди 77 региональных управлений, хотя в первую десятку входит. Дело, однако, не в месте в корпоративном рейтинге, а в том, насколько удовлетворены качеством услуг регистрационной службы в РТ потребители этих услуг. Судя по тому, что вал претензий докатился до аппарата Президента Татарстана и вылился в жесткую критику службы в ежегодном Послании Госсовету РТ, потребители очень даже не удовлетворены. Значит, плохо работают производители регистрационных услуг? А это с какой стороны и с какой целью посмотреть. Упоминание поговорки о назойливых людях в начале этой главки не случайно: за последние годы количество обращений только по регистрации прав на недвижимость на душу сотрудника службы возросло более чем в сто раз. При этом окно по-прежнему одно - на всю миллионную Казань одно, на полумиллионные Челны одно и на Старое Дрожжаное, где жителей по пальцам можно пересчитать, - тоже.

Одно или единое?

Собственно, постановка этого вопроса и дала импульс подготовке слушаний в Общественной палате РТ. Рассуждая с чисто потребительских позиций, мы на заседании упомянутой комиссии ОП по экономике, предположили, что если "окон" для сдачи документов на регистрацию (и получения свидетельств, соответственно) будет несколько, по крайней мере в Казани, то это существенно разгрузит единственный офис, в который люди вынуждены ходить сейчас, снизит остроту проблемы очередей, а при правильной организации дела - и реальные сроки регистрации. Разумеется, это потребует от мэрии татарстанской столицы выделения помещений (вряд ли больше, чем по 20-30 метров в каждом районе), потребует оснащения допофисов аппаратными и программными компьютерными средствами, образующими сеть с сервером в центральном офисе по защищенным каналам связи, но Татарстану ли, с его финансовыми возможностями и степенью продвинутости по части IT-технологий, бояться ставить перед собой такую задачу?

К удовлетворению организаторов, слушания показали, что идея "единого окна" по принципу подготовки и подачи документов при разнесенности "окон" по факту их физического размещения - не такая уж дилетантская и вполне решаемая. Свои предложения по части электронного документооборота и регламентов предрегистрационной подготовки документов высказали на слушаниях представители компании ICL-КПО ВС, Мининформсвязи РТ, казанского Центра межотраслевых инновационно-конструкторских исследований, Общества по защите прав потребителей Татарстана, да и сама регистрационная служба не осталась в стороне. Более того, уже в процессе подготовки слушаний распоряжением руководителя татарстанского теруправления ФРС Людмилы Кузьминой были открыты два офиса службы в Московском и Советском районах Казани (с организацией дела в них пока не все гладко, но это вопрос отладки, времени). Так что - все ясно, осталось определить заказчика, обсчитать ТЭО проекта, выбрать через тендер подрядчиков и сделать это?

Да, с таким подходом согласились все, по-моему, участники слушаний. Закавыка, однако, в том, что проблема не исчерпывается созданием сети "окон", наряду с этим нужно сделать еще кое-что весьма существенное.

Государственный регистратор - это звучит гордо

Государственный регистратор - это человек, который имеет право подписи на документе, удостоверяющем право собственности на недвижимость и (или) законность, юридическую чистоту сделки с ней, а отнюдь не каждый сотрудник регслужбы. Именно госрегистратор должен разобраться, кто прав - и применительно к объекту, сданному в эксплуатацию неделю назад, и по объекту, введенному лет 40 назад, сооружавшемуся на неведомо кем распределенных паях и десятки раз переходившему из рук в руки… Соответственны и требования к такому специалисту - он должен поработать в чине главного специалиста регслужбы, иметь высшее юридическое образование да еще пройти подготовку в Российской правовой академии и сдать квалификационный экзамен. Элита, словом, гордо звучит. До тех пор, пока не узнаешь о ставке оклада, заложенной в штатное расписание Федеральной регистрационной службы.

Оклад этот… две тысячи рублей. Ну да, есть надбавки, премиальные, пусть 4-5 тысяч выйдет; вам не кажется, что это все равно издевательство? Существует байка, что в свое время Сталин распорядился установить запредельно низкие оклады для врачей и продавцов, заметив, что первых, если они хорошие, народ сам прокормит, а вторые все равно воруют, так что найдут на что прожить. Складывается впечатление, что чиновники, установившие оклады госрегистраторам, видят в них одновременно и врачей, и продавцов в сталинской трактовке. Удивительно ли после этого, что на весь Татарстан госрегистраторов всего 101 человек, в том числе 32 работающих в Казани, и у каждого ежедневно в среднем находится на рассмотрении около 50 дел? Удивительно и даже поразительно, что при этом заявители пусть с мытарствами порой, но все же получают на руки свидетельства о собственности и нужные выписки из реестра.

Впрочем, нехватка кадров ощущается по всему штату регслужбы, при том, что штаты сегодня заполнены и Л.Кузьмина шлет в Москву запрос за запросом на увеличение численности персонала. По словам заместителя Кузьминой Венеры Красавиной, выступившей на общественных слушаниях с докладом о положении дел, просят на этот год 150 единиц, а сколько дадут - пока не ясно, вроде договорились о 48 единицах.

Почему просят 150, а не 200, почему удовлетворяют заявку на 48 единиц, а не на 58 - ведомо только самому ведомству; московская инстанция и казанская считает всякая по-своему, но исходя, по-моему, из традиционного, сложившегося порядка прохождения документов, организации работы службы. Так, может, есть смысл кое-что сделать более рациональным в самой системе, подняв, таким образом, ее производительность? И такие предложения прозвучали на слушаниях в Общественной палате.

Даешь "второе окно"?

Как нетрудно догадаться, нагоняй, устроенный Президентом Минтимером Шаймиевым руководству теруправления ФРС, не мог оставить равнодушным Кабмин Татарстана и он, в лице первого вице-премьера Равиля Муратова, тут же озаботился тем, что и как в этой службе можно улучшить еще. Говорю "еще", потому что правительство в последний год и так уже крепко подумало над облегчением процедуры регистрации прав.

Нет, "одно окно" осталось в неприкосновенности, но регслужбе отвели целый корпус - 15 тысяч кв. метров - в районе завода "Теплоконтроль", выделили средства на его реконструкцию, отделку, оснащение… Попутно выяснилось, что район "тяп-ляп", как его издавна в Казани называют, - не самое комфортное место для массового паломничества граждан, и Министерству внутренних дел поручили открыть там дополнительные пункты охраны общественного порядка, Минтрансдорхозу - отремонтировать прилегающие дороги и пустить не менее шести новых автобусных маршрутов… Возможно, я что-то неточно перечислил в частностях, важно констатировать главное: никак нельзя сказать, что татарстанское правительство жалеет денег на развитие регслужбы, подчиненной, вообще-то, федералам, очень даже не жалеет. И понимает, кажется, что механический перенос офиса, сиречь "одного окна", из центра города на окраину, пусть с расширением площадей и, соответственно, разведением людских потоков по этажам, не совсем то. Или - не все то. Возникла идея пересмотреть регламенты процесса регистрации, а следом - идея о необходимости создания некоего института предрегистрационной подготовки документов.

Что касается регламентации, приведения к единым формам разного рода справок, именуемых в совокупности правоустанавливающими документами, то здесь возражений нет и быть не может: на слушаниях не один человек упомянул, что всяк председатель кооператива или муниципальный чиновник "рисует" эти справки на свой лад, в результате чего регистраторы зачастую посылают заявителей… обратно, но вот что касается "института предрегистрационной подготовки", то тут многое пока остается неясным.

Ключевой тезис в пользу создания такого института, вытекающий, как было сказано первым заместителем министра информатизации и связи РТ Олегом Ибрагимовым, из задачи, поставленной Кабинетом министров РТ, - это низкое качество документов, представляемых на регистрацию, то есть неправильно оформленных и - что уже упоминалось, не единообразных. Универсальные же регламенты оформления документов, продолжил мысль замминистра первый заместитель гендиректора ICL-КПО ВС Сергей Соловьев, позволят эффективно применять информационные технологии, наладить процессы взаимодействия участников и контролировать процесс постадийно и по существу документов, и по срокам. Как можно было понять, и министерство, и предприятие - лидер в сфере IT-технологий в Татарстане - уже приступили к этой работе, и здесь только остается пожелать им успеха.

Однако внедрение новых регламентов, на мой взгляд, это в большей части вопрос информирования сторон, доведения до них требований регламентов. Нужен ли некий институт, или орган, предрегистрационной подготовки?

Поясню, в чем опасения. Во-первых, очевидно, что и сегодня те, кто это может себе позволить, прибегают к услугам профессионалов при подготовке документов на регистрацию - специалистов агентств недвижимости, отдельных юристов, нотариусов и так далее. Кто не может - как правило, граждане, мыкающиеся с каким-нибудь дачным участком или коммунальной квартирой, те проходят процедуру на нервах, учась на ходу. Но если они сегодня не готовы платить юристам, то они и некоему "институту" не готовы будут платить. Если их не обяжут это делать - в "регламентном" порядке. Обяжут административно - поднимется крик о новой "обираловке", о том, что чиновники, опростоволосившись с одним окном, городят еще одно, надстроечное, и трудно будет что-то по этому поводу возразить. Конечно, можно предположить, что "институт" будет работать безвозмездно, но в это верится с очень большим трудом.

А главное - так ли уж велика проблема некачественной подготовки документов? Согласно приведенным В.Красавиной цифрам, в прошлом году регслужбой в РТ было проведено 370 тысяч "регистрационных действий" по объектам недвижимости. При этом по причине некачественной подготовки документов было приостановлено чуть более 24 тысяч действий - менее 7 процентов. Хотя рост количества приостановок по сравнению с 2004 годом впечатляет, конечно, - более чем в 10 раз.

Опередить девятый вал

Подведем некоторые предварительные итоги. Слушания в Общественной палате РТ со всей очевидностью показали, на мой взгляд, что необходимо решать триединую задачу - разнесения по районам Казани сети офисов приема документов на регистрацию, увеличения штатов госрегистраторов и их денежного довольствия, максимально возможную автоматизацию процесса (госрегистраторов, кстати, это касается в наименьшей степени, там работа творческая без кавычек) на основе единых регламентов и, соответственно, дооснащение службы аппаратно-программными средствами.

Кто должен это сделать, если проблема должна решаться на территории Татарстана, а регслужба - суть федеральная структура? Судя по сложившейся ситуации, "закоперщиком" придется выступить правительству республики, при побуждении ФРС к паритетному участию в решении задачи. Это естественно, поскольку по большому счету речь идет об облегчении участи не регслужбы, а тех граждан и предприятий, которые в нее вынуждены обращаться, наших жителей и наших предпринимателей. И дело не только в облегчении, есть и совершенно казенный интерес, исчисляющийся многими сотнями миллионов рублей: как уже было сказано в начале этих заметок, каждый новый своевременно зарегистрированный объект недвижимости - это прямые поступления в бюджет, от земельного налога, налога на имущество, подоходного и так далее.

И промедление здесь может привести к коллапсу всей системы регистрации: регслужба ожидает в этом году прирост обращений на 400 тысяч только по гаражам, а там грядет "дачная амнистия" - это еще около 700 тысяч обращений, а за счетом остаются сделки купли-продажи… Число регистрационных действий может составить в совокупности более полутора миллионов - сущий девятый вал!

P.S. Вчера, когда этот материал уже был заслан в номер, состоялось организационное заседание Совета при Главном управлении ФРС по РТ, в который вошли представители ведущих министерств и ведомств республики, союза муниципалитетов РТ, общественных организаций, в том числе и Общественной палаты РТ. Задача нового образования все та же - объединенными усилиями решить обозначенные выше проблемы. И, как было констатировано участниками заседания, хотя проблемы эти типичны для всех регионов России, нам на соседей смотреть нечего и ждать нечего, - надо сделать дело самим.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии