Время и Деньги
25.01.2006 Культура

Одиннадцать балетных вечеров

В Казани завершился XIX Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева.

Май в Казани - традиционный месяц балета. Одиннадцать вечеров подряд балетоманы спешили к зданию Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля, в зале которого на протяжении всего фестиваля были аншлаги.

Напомним, что казанский балетный фестиваль - старейший в России балетный форум. Фестиваль начинался как Всероссийский и вырос до Международного, став событием не только татарстанского масштаба. До VI форума он был безымянным. Имя ему во время приезда в Казань в 1992 году дал сам Рудольф Нуреев, приглашенный директором театра Рауфалем Мухаметзяновым дирижировать оркестром. Тогда Рудольфа Хамитовича можно было видеть за дирижерским пультом во время “Щелкунчика”, где главную партию исполнила солистка Большого театра Надежда Павлова.

Чем хорош казанский фестиваль? Во-первых, своей информативностью. За сжатые сроки публика может посмотреть все новинки балетного цеха за сезон, познакомиться с теми тенденциями, что царят на балетной сцене, увидеть спектакли, которым рукоплещет европейский зритель во время ежегодных гастролей балетной труппы в Западной Европе. Во-вторых, фестиваль всегда украшали и украшают “звезды”, в разное время его участниками были Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Илзе Лиепа и Людмила Шипулина, Ульяна Лопаткина и Гали Абайдуллов. Не стал исключением и нынешний фестиваль - “звезды” его посетили.

Нынешний фестиваль несколько отличался от предыдущих, причем отличия эти были отрадными.

Во-первых, несколько поменялся принцип составления афиши. Отойдя от канонов фестиваля классического балета, организаторы Нуреевского включили в фестивальную программу выступления балета “Москва”, точнее той части его труппы, что исполняет модерн. Даже самые ярые поборники классики не могли упрекнуть дирекцию театра за эту кажущуюся, на первый взгляд, вольность. Современный балет - явление многообразное, исполненные в классическом ключе “Лебединое озеро” и “Баядерка” не станут хуже, если накануне вы посмотрите остросовременную “Весну священную”. Кстати, сам Рудольф Нуреев, признанный классический танцовщик, с удовольствием принимал участие в спектаклях, поставленных в остросовременной хореографии.

Во-вторых, у Нуреевского появился генеральный партнер, им стала группа компаний “ТатИнК”, руководство которой справедливо полагает, что без поддержки науки, образования и культуры невозможно дальнейшее экономическое развитие общества. А посему “ТатИнК” вносит свой вклад в дело духовного возрождения нации и стремится сохранить богатое историко-культурное наследие народа и принимает участие в различных социально-культурных программах. Статус генерального партнера Нуреевского фестиваля “ТатИнк” воспринял как нечто серьезное и ответственное, реализуя это сотрудничество в рамках корпоративной программы, главным элементом которой выступает осознание ответственности бизнеса перед обществом. То, что эта компания сняла с плеч дирекции театра хоть несколько финансовых проблем, радует.

Афиша нынешнего Нуреевского была насыщенной. На ней уместилось современное притчевое “Сказание о Йусуфе” и традиционное “Лебединое озеро”, веселый, легкий “Дон Кихот” и ностальгическая “Жизель”, а также “Корсар”, “Баядерка”, “Спящая красавица”, уже названный камерный балет “Москва”, представивший “Весну священную” и “Взлом”. Вместо одного вечера в этом году под гала-концерт было отдано два, да и сама концертная программа разрослась до трех отделений. Одно из них было посвящено столетию Дмитрия Шостаковича.

“Сказание о Йусуфе” - спектакль спорный, неоднозначный. Не совсем “балетная” музыка Леонида Любовского надежно прикрыта современной, яркой, образной хореографией Георгия Ковтуна. На фестивале в партии Йусуфа великолепно выступил наш Нурлан Канетов. Его партнершей была Татьяна Голякова из Киева, специально выучившая партию Зулейхи к фестивалю в Казани, - факт, говорящий об уважении и к Нуреевскому, и к казанскому театру в целом.

“Лебединое озеро” прошло на едином дыхании, погоду делала пара из Мариинского театра Виктория Терешкина и Дмитрий Семионов. Кстати, Терешкина только что получила золотую медаль на международном балетном конкурсе “Арабеск” в Перми.

“Корсар” А.Адана и “Дон Кихот” Минкуса шли ровно, без особых потрясений, но и без огрехов. В этом блоке стоит отметить зажигательную Китри - Елену Филиппьеву из Национальной оперы Украины. Балетоманы знают - если в спектакле есть Китри, успех обеспечен. В фестивальном “Дон Кихоте” Китри была.

“Весну священную” Игоря Стравинского, “Взлом” Фреда Фриза надо судить по законам жанра. Постановщик первого из одноактных балетов Режис Обадиа из Франции и постановщик второго спектакля американец Пол Селвин Нортон представляют самый авангард современной балетной моды. Поиски их любопытны, хотя иногда и излишне переосложнены. Во всяком случае, знакомство с современной хореографией, конечно же, пойдет на пользу любящей балет публике.

“Жизель” во время фестиваля в какой-то момент оказалась на грани срыва. Получила травму балерина из Штутгартского балета Мария Эйхвальд, и ее срочно заменили нашей Еленой Костровой, которая хорошо знает партию и находится в отличной форме. Ее партнером стал так же танцор из Штутгарта Фридеман Фогель, который нашел хороший контакт со Щегловой - таким образом спектакль получился недурной.

“Баядерка”, как часто бывает на Нуреевском, стала одним из главных событий. Спектакль можно было бы назвать идеальным, если бы не огрехи в работе оркестра. Что же касается собственно балетной части, то и Денис Матвиенко в партии Солора, и его супруга Анастасия Матвиенко в партии Никии, и Мария Аллаш из Большого театра в партии Гамзатти показали высочайший уровень исполнительской техники. Напомним, что Денис Матвиенко получил золотую медаль на последнем международном конкурсе артистов балета в Москве. Сегодня он - солист Национальной оперы Украины и одновременно - приглашенный солист Большого театра. Судя по последнему интервью директора главного российского театра Александра Иксанова, с будущего сезона танцовщик из Киева будет работать в Москве на постоянной основе. Такие имена, безусловно, украшают фестивальную афишу.

Был великолепен в партии Золотого Божка и наш Руслан Савденов, завоевавший серебряную медаль на “Арабеске” в Перми. Вообще, отрадная тенденция последних фестивалей - наши солисты не уступают приезжим “звездам”. Если прибавить этому отличный кордебалет, то можно сделать выводы: балетная труппа находится в хорошей форме, и постоянные многомесячные гастроли за рубежом с их ответственностью и неустанным тренажом пошли ей на пользу.

Конечно, все хорошо не бывает. Есть вопросы к оркестру, а точнее, к дирижеру, в “Сказании о Йусуфе” и, как я уже говорила, к “Баядерке”. Есть недоумение по поводу “конферанса”, не всегда хорошо заученного и правильно произнесенного перед началом спектакля - надо ли его вообще делать? Конечно, если есть личность, которая хорошо разбирается в музыкальном театре, как, например, Вадим Дулат-Алееев из консерватории, предваряющий оперные спектакли, подобное вступительное слово становится маленьким спектаклем пред спектаклем. Но если выступление, предваряющее балет, превращается в подобие студенческого ответа на экзамене, нужно ли это и театру, и зрителю? Можно поговорить и о том, что фестиваль на будущий год будет двадцатый, юбилейный, и хорошо было бы к нему приурочить Нуреевские чтения, на которые могли бы собраться многие известные теоретики балета. Но это уже из области мечтаний.

Пока же фестиваль завершен, в том, что он состоялся, нет сомнения.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии