Время и Деньги
27.01.2006 Культура

Человек на все времена

Телеканал “Культура” показал “Египетские ночи” - композицию по произведениям Пушкина в исполнении “Мастерской Петра Фоменко”.

Спектакль был показан в субботу, к сожалению, в “непраймовское” время, впрочем, для Пушкина “прайм-тайм” - явление относительное. Душа или требует Пушкина - услышать, прочесть, или, увы, закрылась и глагол поэта не жжет ее. Но это уже проблемы души, а не пиита.

Впрочем, как-то пришло в голову, что пушкинские строки воспринимаются по-разному в зависимости от ...времени года. “Евгений Онегин” - чтение для долгих зимних вечеров, когда за окном слоят огромные сугробы и трещит мороз. Никуда не надо спешить, можно вчитываться и вчитываться в страдания Тани и Онегина, чувствовать, как холод пробирает до костей в утро дуэли, ждать святок и Татьяниного дня... “Онегин” - “зимний” роман. Даже летняя сцена объяснения героев в саду, когда дворовые девушки собирают малину и поют, не меняет этого ощущения.

“Египетские ночи”, конечно же, другие. В них - нега летней ночи, когда на синем куполе неба серебрится месяц и алмазная россыпь звезд становится невозможно низкой. Окно открыто, и в комнату вливаются ароматы нагретой за день травы. Ветерок чуть-чуть шевелит легкую штору, настольная лампа освещает только книгу, так и кажется, что в глубине комнаты притаилась тень Чарского или импровизатора-итальянца.

Мы открываем Пушкина всю жизнь, он идет с нами рядом, и те, кому повезет, иногда начинают оценивать жизнь через призму его образов. Субботний спектакль на телеканале “Культура” для любящих поэта - именины сердца накануне Его дня рождения.

Самое ценное в “Египетских ночах” у Петра Фоменко - полное растворение актеров в пушкинском тексте. Он прочитан с легкостью и одновременно очень глубоко, что дарит зрителю множество ассоциаций, а также сотворчество, что всегда очень хорошо в театре.

Бывшие студенты, а ныне студийцы Фоменко - плоть от плоти его ученики, почти что единокровные дети мастера, уж как минимум исповедующие художественные ценности Петра Наумовича, и интеллектуально, и технически подготовлены для такого спектакля. Какое это было наслаждение для зрителей в течение двух часов слышать великолепную, правильную, музыкальную русскую - пушкинскую - речь! Как просчитан был каждый такт, как они, выражаясь, к сожалению, забытым понятием, “держали стих”! Говорю “к сожалению”, потому что культура художественного слова в России стремительно утрачивается, и даже маститые актеры читают стихи как прозу, забывая о ритме, без которого стихотворная строка становится блеклой, безликой и пропадает в каком-то хаосе.

Основа спектакля - собственно “Египетские ночи” и незавершенное произведение Пушкина, которое он назвал “Гости съезжались на дачу...”. Главные герои - Чарский, итальянец и Зинаида Вольская. Впрочем, четкого деления на персонажи нет, практически все участники спектакля не покидают сцену ни на минуту и играют спектакль о Любви.

Непередаваемо хороша Полина Кутепова - Вольская с ее идущим из глубины души страстным вскриком: “Ах, как хочется влюбиться!”

Любовь у Пушкина всегда чиста и всегда права. Мне кажется, что поэт оправдывает даже некоторые поступки Швабрина в “Капитанской дочке”, понимая, что они продиктованы любовью-страстью к Маше. Вольскую в постановке Петра Наумовича осуждает свет, но оправдывают и Чарский, и итальянец-импровизатор, а, значит, и сам поэт.

На что похож спектакль Фоменко? На симфонию, где вместо оркестрантов - актеры. Причем симфония играется страстно и мощно, с непреходящим драматизмом, который свойственен лирической стихии Пушкина. “Египетские ночи” - спектакль не только о любви. Он - о поэте, творящем во имя этой самой любви. Поэт не хочет “зависеть от царя, зависеть от народа”, он стремится “себе лишь самому служить и угождать”. Эта творческая воля (не свобода, а именно воля) нужна, чтобы выполнить дарованную Богом высокую миссию.

Сегодня - день рождения Пушкина. “Культура” начала показ нескольких серий “Дубровского”. Отрадно сознавать, что в обществе есть потребность в Пушкине, человеке “на все времена”.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии