Время и Деньги

“Татары” пожаловались на пытки

В Верховном суде Татарстана начался допрос последнего из обвиняемых по делу оргпреступного сообщества “Татары” Ильдара Ахметова.

Допросы “татар” растянулись на две с лишним недели. Одни подсудимые полностью признали предъявленные им обвинения, другие, напротив, отказались от признательных показаний, данных на предварительном следствии, мотивировав это тем, что давали их под пытками.

Особенно красочно милицейские пытки расписал Юрий Хусаинов (Юрок) - по версии следствия бригадир ОПС и правая рука одного из ее лидеров. По словам Хусаинова, осенью 2003 года, пока сам он скрывался в Набережных Челнах, оперативники задержали его жену по подозрению в хранении оружия (после чего женщина выдала следствию существенную часть арсенала “татар”) и добивались, чтобы она дала против него показания. Жене якобы надевали на голову противогаз и били большой книгой по затылку. Кроме того, ее вывозили на Каму, раздевали до гола и грозили заставить купаться в ледяной воде.

Самого Хусаинова, с его слов, мучили часами. В УВД Нижнекамска с него стягивали штаны и тыкали зубочистками в половые органы, потом душили противогазом, пытали с помощью электротока и делали “ручки” (вставляли между пальцами карандаши).

На суде Хусаинов отказался от большинства своих признаний. С его слов ни в какой ОПГ он не состоял и ни к каким убийствам и организации притона не причастен. Просто в свое время он познакомился с девушкой легкого поведения, и между ними возникли романтические отношения. Хусаинов потратил на девушку солидную сумму, которую она решила вернуть, периодически отдавая по 600 рублей.

Вчера в Верховном суде начался допрос последнего обвиняемого Ильдара Ахметова, которого правоохранительные органы республики считают одним из лидеров преступного сообщества “Татары”.

Впрочем, прежде чем приступить к его допросу, суд рассмотрел ряд ходатайств, поступивших сразу от нескольких подсудимых. Некоторые требовали отвода суда, другие настаивали на необходимости допроса дополнительных свидетелей. А подсудимый Айрат Хайруллин уже во второй раз потребовал удалить из зала представителя редакции газеты “Время и Деньги”, который якобы клевещет на него. Хайруллин сообщил, что у его тещи, прочитавшей в “ВиДе” статью о “татарах”, случился сердечный приступ. Впрочем, все ходатайства суд оставил без удовлетворения.

Взяв слово, Ахметов стал рассказывать, какое давление на него оказывали на следствии.

По словам подсудимого, давления он не выдержал и во всем сознался (между тем, давая признательные показания на предварительном следствии, Ахметов ни разу не высказывал каких-либо жалоб на действия оперативников). По примеру Хусаинова Ахметов перечислил всевозможные пытки, применявшиеся к нему на следствии. От пыток его “трясло, пересыхало в горле, изо рта шли пена и кровь”. Сославшись на “немыслимый произвол” правоохранительных органов, Ахметов подчеркнул, что все признания делал под давлением.

Подсудимый пояснил, что никакого преступного сообщества не создавал и уж тем более не руководил им. Существовал только “определенный круг людей”. В конце

80-х у приезжавшей в Нижнекамск деревенской молодежи возникали проблемы с

городскими ребятами и, однажды объединившись, они дали им отпор. Деревенские держались вместе, собирали деньги на подарки друг другу, устраивали совместные

празднества. Порвать с ними Ахметов не мог, поскольку, оставшись один, опасался проблем с недоброжелателями. Ахметов сообщил: “целью было трудоустроить молодежь”. При этом почему-то заметив, что “молодых” у него не было.

Подсудимый настаивал на своей непричастности и к многочисленным убийствам. Правда, из его объяснений выходило, что во время тех или иных преступлений он обязательно оказывался где-то рядом. Единственное обвинение, которое признал Ахметов, было связано с похищением в январе 2003 года криминального авторитета Александра Пчелина (Малой).

Естественно подсудимый отверг обвинения по одному из главных эпизодов уголовного дела - покушения на лидера нижнекамской ОПГ “Мамшовцы”.

По версии следствия, “татары” организовали покушение по заказу российского “вора в законе” Радика Шафигуллина (Татарин, Чича), который собирался обосноваться в Нижнекамске, но ему мешали “мамшовцы”. Ликвидировать лидера группировки должны были киллеры Кузнецкой ОПГ “Агафоновские”. От “татар” требовалось предоставить им оружие и обеспечить транспортом. Однако покушение, как известно, провалилось - двое телохранителей лидера ОПГ были убиты, а сам он отделался ранениями. На предварительном следствии, Ахметов подробно рассказал об обстоятельствах нападения, но в суде предложил новую версию покушения.

С его слов, организатором покушения был лидер “Татар” Олег Лазарев (который сейчас находится в международном розыске). Лазареву показалось, что за ним следят “мамшовцы”, и в ответ он решил “попугать” их лидера. Как раз в это же время Радик Шафигуллин и попросил Ахметова спрятать двух своих людей из Кузнецка в Нижнекамске. Узнав об этом, Лазарев уговорил гостей припугнуть лидера “мамшовцев”: дать очередь по его машине и прострелить двигатель и колеса. Однако “агафоновские” провалили задание: вместо колес расстрелял салон автомобиля. После этого Лазарев велел всем говорить, что нападение заказал Шафигуллин, поскольку боялся мести со стороны “мамшовцев”.

Усмотрев явные противоречия в показаниях подсудимого, представители обвинения настояли на оглашении его прежних признательных показаний, в которых Ахметов подробно рассказывал о структуре ОПС “Татары” и описывал убийства, участником которых был.

Ожидается, что сегодня допрос Ахметова будет продолжен.
50
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии