Время и Деньги
14.12.2008 Бизнес

Техническая инвентаризация - дело частное?

Государственное предприятие “Бюро технической инвентаризации” долгие годы оставалось монополистом в своем деле, собрало бесценный архив технической документации, которому в 2007 году исполнится 80 лет. Но с недавних пор у БТИ появился конкурент - филиал ФГУП “Ростехинвентеризация” по Республике Татарстан. Хорошо ли это, и в каком случае техническая инвентаризация объектов капитального строительства может стать предметом коммерческой конкуренции? Мы даем возможность конкурентам высказать свою точку зрения.

Мы делаем быстрее

Рустам ХАСАНОВ, начальник отделения по городу Казани филиала ФГУП “Ростехинвентеризация” по РТ

- Дублирования функций нет. Правительство РФ приняло решение о том, что техническую инвентаризацию объектов капитального строительства могут вести организации, имеющие аккредитацию в агентстве “Роснедвижимость”. В настоящий момент в Татарстане такую аккредитацию имеют РГУ БТИ и филиал ФГУП “Ростехинвентаризация” по РТ (РТИ). РТИ представлена в 73 регионах Российской Федерации. А в республике уже действуют 13 отделений РТИ в наиболее крупных городах и населенных пунктах.

Проблема в том, что каждая организация самостоятельно ведет архивы. В свое время руководитель филиала обращался в Кабинет министров РТ, в РГУП БТИ с просьбой подписать соглашение о взаимодействии двух структур. Но вторая сторона не подписала соглашение до сих пор.

- Зачем нужно было создавать вашу структуру?

- Дело в том, что монополизация всегда ведет к росту цен за услуги. В данном случае государство предусмотрело для человека право выбора. То есть человек должен иметь право выбирать, где ему удобнее сделать техническую инвентаризацию. Но в связи с тем, что архивы не объединены, БТИ остается своеобразным монополистом. Люди не могут приходить к нам по объектам, зарегистрированным в БТИ. Поэтому мы проводим инвентаризацию квартир преимущественно в новых домах. Мы не имеем права делать инвентаризацию квартиры в доме, на который документы содержатся в архиве БТИ, потому что не имеем информации на этот объект.

В настоящий момент Регистрационная палата дала разъяснение о том, что если они однозначно могут идентифицировать объект, то им не важно, кто проводил инвентаризацию. Мы предлагаем объединить архивы, готовы отдать в единый архив информацию, собранную нами.

Мы не можем заниматься инвентаризацией в старых домах, а люди вынуждены простаивать в очередях. У нас вся информация в компьютерах. Мы делаем быстрее. Интересы граждан не должны страдать от амбиций отдельных структур. Должен быть разработан регламент, по которому и те и другие смогут обращаться в архив и своевременно вносить необходимые данные.

Архив не библиотека

Нина КАЩЕЕВА, руководитель РГУП БТИ.

- Архив БТИ не библиотека, он как живой организм постоянно пополняется информацией и выполняет учетные функции. Мы с ним работаем ежедневно. Берем информацию, вкладываем новую. Кто будет выполнять эти функции - давать данные в налоговую, в госструктуры, охранять статистику, содержать помещение? Сегодня за все отвечает БТИ. Мы занимались инвентаризацией не только жилого фонда, но всех объектов ЖКХ, промышленности. В 90-е годы в республике началась приватизация жилого фонда. Мы регистрировали договора на строительство, были прообразом регистрационной службы, регистрировали права на объекты недвижимости. Все документы по договорам приватизации мы имеем в своих архивах. Бывший собственник нигде больше, только в данном архиве найдет подтверждения своих прав. Мы даем многоуровневую информацию для различных потребителей. На сегодняшний день в архиве судьба каждой квартиры: договор приватизации, многоцелевая сводная база. Проектная документация, договор, - все это наш архив. Вот еще ситуация: пришел техник, провел инвентаризацию с ошибками. На основе его действий неправильно зарегистрировано право. Кому вы предъявите претензии? Библиотеке? А ведь ошибки выявляются обычно через несколько лет.

- Но вы же понимаете, что у вас очереди, долго идет обработка материала. Вы задерживаете людей. А дополнительный оператор поможет все делать быстрее и дешевле.

- Чтобы получить информацию, нужно время. Если вы придете на прием в Лаишево, в Услоне, вы потратите неделю. Если в Казани - наверное, подольше. Ежедневно казанское отделение принимает по 300 человек. Ведь приватизация идет. Если ограничения по приватизации будут сняты, толпа схлынет. Мы бы приняли дополнительно две-три бригады. Экономическая возможность имеется, но площади ограничены. В административных районах наши отделы располагаются при главах администрации, поэтому мы не можем расшириться. Но город об этом извещен. Главы администраций ищут возможность - так, в Советском районе нам выделили дополнительно помещение. Наш прейскурант утвержден в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Тарифы прошли все стадии проверок и утверждений.

- Нина Сергеевна, может быть вы боитесь конкуренции?

- Не боимся, потому что готовы к ней. У нас отделы работают в каждом административном районе республики, в Казани 8 отделов.

Мы пытаемся всю работу перевести на графику. Это ускорит исполнение работы. Паспорт жилого дома составлен на компьютере с учетом современных технологий. Мы хотим довести клиента до Регистрационной палаты. Мы получили лицензию на перепроектирование. И даже готовы быть государственными риэлторами. Чтобы не гражданин ходил по банкам, а нам написал заявление - и мы решили все вопросы. У нас есть лицензия на геодезическую деятельность, на оценочную деятельность, на проектирование зданий и сооружений первой и второй группы сложности. Мы готовы оказать эти услуги в каждом районе.

- Но РТИ создает свой архив - значит, какая-то часть информации выпадает из вашей базы.

Но самое страшное, что она дублируется, и не самым лучшим образом. Вот пример: человек вступает в наследство. Наш паспорт отображает старый дом, хозяйственные постройки, начало строительства. Паспорт Ростеха на тот же участок показывает только один новый дом. У них один дом - у нас множество построек. Более того, в старом доме люди прописаны и живут. А в новом паспорте вообще ничего этого нет.

Мы предложили им действующий жилой фонд не трогать, а вот новые дома пусть сопровождают до того момента, когда будет определено законом, как нам работать.

Мы не полномочны принимать решение, но, если что-то менять, то только на основе единых правил, принятых на уровне федерации. Архив как библиотека может быть тогда, когда будет федеральный закон и по всей России будут действовать единые правила. На самом деле законодательно не закреплено ничего. БТИ, хотя и коммерческая организация, не может выступать просто как оператор на рынке услуг, пока выполняет учетную функцию. А любой оператор в нынешних условиях выступает разрушителем.

Я убеждена, что волюнтаризм приведет к тому, что разрушится созданная субьектом единая система учета. Декларировано, что учетная функция будет передана кадастровой палате. Но пока нет закона о кадастре объектов недвижимости. Госдума РФ рассмотрела несколько вариантов проекта закона, но ни один не дошел до третьего чтения.

Нет закона и о саморегулируемых организациях, которые разбирались бы со всеми этими операторами.

Надо еще подумать и о конфиденциальности информации. Кому можно доверять информацию? С какой целью она будет использована? Ведь речь идет о собственности, которая имеет цену, и зачастую немалую.
14
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии