Время и Деньги

Горячая пора. Что побудило криминальную милицию УВД Казани и Набережных Челнов начать проверку профсоюзных здравниц за пределами своей зоны деятельности?

В профсоюзных здравницах Татарстана наступила горячая пора. И не только потому, что в разгаре курортный сезон, а метеорологи уверяют, что нынешнее лето окажется самым жарким за последние сто лет, а и потому, что с начала июня во всех них идет тотальная проверка силами управлений по борьбе с экономической преступностью УВД Казани и Набережных Челнов. Что случилось?

Этот вопрос мы адресовали по своим каналам представителям УБЭП, но ответа пока не получили. Зато своей версией причин массированной проверки и даже нехорошими предчувствиями поделилась председатель Федерации профсоюзов РТ Татьяна ВОДОПЬЯНОВА.

- Итак, Татьяна Павловна, профсоюзы - хозяева республиканских здравниц...

- Не всех. Есть ведомственные профилактории, санатории “Санта” и “Крутушка”, но пять популярных у отдыхающих санаториев - “Бакирово”, “Жемчужина”, “Ливадия”, “Васильевский”, “Ижминводы” - принадлежат профсоюзам. Все они очень востребованы, чему мы, разумеется, рады. Так, в минувшем 2005 году в наших здравницах отдыхали и лечились более 45,2 тысячи человек, в первом квартале нынешнего года - около 10 тысяч. Причем контингент отдыхающих разный.

Во-первых, отдыхают у нас от мала до велика: три здравницы - “Жемчужина”, “Васильевский” и “Ливадия” в течение всего года принимают ребятишек, для которых разработана оздоровительная программа. Взрослые же могут отдохнуть в любом санатории, разумеется, с учетом врачебных рекомендаций.

Во-вторых, мы предлагаем путевки на любой кошелек. Можем предоставить и весьма комфортные условия проживания, можем и поскромнее. Мы стараемся сделать так, чтобы отдохнуть и подлечиться могло как можно больше наших земляков. Например, у нас разработана специальная программа для бюджетников. Понятно, что это не самые богатые люди в республике. Поэтому, когда нам удалось найти понимание руководства республики по поводу создания оздоровительного фонда для работников бюджетной сферы, мы сразу пообещали сделать для них скидку, и она сегодня составляет 20 процентов от стоимости путевок. Кроме того, для всех членов профсоюзов предусмотрена 10- процентная скидка.

Наконец, у нас действуют реабилитационные программы, особенно интенсивно ими занимаются в “Ливадии” и “Ижминводах”. Они предназначены для тех, кто перенес операции, инфаркт, инсульт.

Ну, а молодые и здоровые просто отдыхают. Многие покупают путевки через предприятия или самостоятельно. Сегодня люди понимают, что здоровье - непреходящая ценность и его нужно смолоду беречь и поддерживать. А раз у людей такой настрой, значит, у санаториев есть перспективы дальнейшего развития.

- Судя по всему, ваши санатории приносят стабильный доход?

- Мы не гонимся за прибылью, ведь цели у нас сугубо социальные. Тем не менее, стремимся хозяйничать рачительно, во всяком случае, все наши санатории рентабельны, успешно выполняют свою программу развития. Разумеется, нам бы хотелось развиваться более интенсивно, но ведь мы делаем это исключительно за счет собственных оборотных средств. Правда, порой берем и кредиты, но, как говорится, “семь раз отмерив”.

Конечно же, у нас есть проблемы: сегодня мы нацелены на более высокое сервисное обслуживание, на улучшение условий проживания. Разнообразим культурную программу для отдыхающих. Но это все вполне естественные каждодневные заботы. Однако приходится сталкиваться с проблемами более серьезными, связанными с собственностью.

- Например?

- После того, как была проведена кадастровая оценка земли, принадлежащей санаториям, а она вся выкуплена профсоюзами, суммы налога нас буквально ошеломили. Потребовалось много времени и сил, чтобы доказать: оценка неправильная. В итоге удалось в семь раз снизить налог на землю.

Беспокоит заметный интерес к профсоюзной собственности - и частный, и корпоративный. Есть желающие внедриться в наши здравницы, а лучше всего выкупить их. Но мы однозначно не намерены ничего продавать, напротив, собираемся развивать курортную сферу. Понимаем, что наши санатории - единственная возможность полноценного отдыха для людей со скромным достатком. Те, кто не прочь бы перекупить здравницы, рассматривают их исключительно как источник прибыли, и движет ими лишь финансовый интерес. Мы же, как социально ориентированная организация, серьезно относимся к ценообразованию, минимизируем расходы, чтобы сохранить доступность путевок для большинства жителей республики.

А примером того, что интерес к нашей собственности разрастается, - обвальная проверка по всем здравницам, которую в первых числах июня организовали органы милиции городов Казани и Набережных Челнов. Причем проверка ведется не какого-то конкретного направления, как это делается обычно, а всей деятельности здравниц. Для нас не проблема предоставить документы. Но боюсь, что за этими действиями стоит не объективное расследование возможных нарушений, а стремление получить максимальную информацию о структуре и деятельности здравниц. Получив же такую информацию, максимально ее использовать. К сожалению, нечто подобное происходит не в первый раз, и нет надежды, что интерес к профсоюзной собственности будет угасать.

- А разве не приводилась мотивация этих проверок?

- В том-то и дело, что проверка проходит с грубым нарушением закона “О милиции”, и, очевидно, что она заказная. Судите сами: в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 18.04 1991 г. №1026-1 “О милиции” милиция обязана обеспечить заинтересованному лицу возможность ознакомиться с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы. Ни руководству Федерации профсоюзов РТ, ни главным врачам санаториев этого сделать не дали.

Также были допущены нарушения территориального порядка. Каждое подразделение МВД вправе вести розыскные действия только на своей территории. В нашем же случае все замкнулось на УВД Казани и райотделе Автозаводского района Набережных Челнов. Их сотрудники проверяли санаторий “Бакирово”, находящийся в Лениногорском районе, и “Ижминводы” в Менделеевском районе; казанские милиционеры - санаторий “Васильевский”, “Курортремстрой”, которые находятся на территории Зеленодольского района. Вся эта спешка и нарушение закона поневоле наводят на мысли, а кому это нужно? То, что интерес есть, сомнений у меня не возникает, но масштабы его могут быть разными. Однако, та бесцеремонность, с которой действуют проверяющие, наводит на мысль, что возник весьма серьезный интерес к нашей собственности. Кстати, по нарушению территориальности мы подали иск в Вахитовский суд Казани.

- Насколько поведение проверяющих было корректным?

- Я бы не назвала корректным требование предоставить за день информацию за три-пять лет. Для того, чтобы ее подготовить, администрация должна забросить все дела в санатории и заниматься только этим. Мне кажется, что такая спешка допустима лишь при каких-то экстремальных обстоятельствах. Но нам о них ничего не сообщили. Можно было с документами ознакомиться у нас.

- Но вы же не единоличные владельцы, ваш сособственник - ФНПР, с которым не так просто разобраться на региональном уровне?

- Разумеется, мы поставили в известность Федерацию профсоюзов России. Она намерена сделать запрос в прокуратуру республики, чтобы получить информацию, на которую ссылаются, обосновывая проверки. Среди наших санаториев нет АО или других коммерческих структур. Все они - наши учреждения, которые системно проверяются налоговой структурой, прокуратурой. В этом плане наша деятельность открыта.

- Может быть, расчет сделан на психологическое давление?

- Возможно, хотя ничто не изменит наших намерений сохранить собственность профсоюзов. Но спокойно работать в самый разгар сезона нам мешают, это точно.

От редакции. Проверка, насколько нам известно, не закончена, и “ВиД” будет следить за развитием событий, рассчитывая все же получить информацию и комментарий по существу от проверяющей стороны.
9
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии