Время и Деньги
25.02.2006 Культура

Все на продажу

В Казани прошли “малые” гастроли московского “Ленкома”. Москвичи в течение двух вечеров представляли спектакль “Все оплачено”.

Сразу оговорюсь, что шла в этот вечер в театр с некоторым опасением - последние годы разного рода “антрепризные постановки”, сделанные на скорую руку, сыгранные практически без декораций, когда манком является лишь громкое имя на афише, изрядно поднадоели. Хорошее российское явление “антреприза” в этих случаях постепенно стало тождественным банальному “чесу”, когда в провинцию едут не ради приобщения публики к великому искусству, а просто “бабки срубить”. “Чес” среди поп-музыкантов - дело давно привычное, когда же ему предались и уважаемые драматические артисты, стало совсем грустно. Иногда в родном театре даже не подозревают, что актер имярек ездит по провинции и играет главные роли в антрепризных спектаклях, подобные вояжи держат в секрете, потому что хвалиться особенно нечем. Можно понять естественное желание актера заработать, но, как говаривала Фаина Раневская, “деньги уходят, а позор остается”. Так что к антрепризе столичных звезд, предлагающих “товар не первой свежести”, в провинции уже сложилось определенное отношение.

Тем более было отрадно, что “Ленком” привез стационарный спектакль, идущий в Москве на большой сцене.

Далеко не новая пьеса И.Жамиака, хорошо известная в начале восьмидесятых годов прошлого века под названием “Мсье Амилькар платит”, рассчитана на трех “звезд” - Олега Янковского, Инну Чурикову и Александра Збруева. В исполнении ленкомовцев спектакль называется “Все оплачено”. Даже с пересчетом на застойные годы история Амилькара была далеко не драматургическим шедевром. Так, приятная безделушка. Но перед нами тот случай, когда хороший режиссер и великолепные артисты могут сделать шедевр из безделицы.

“Все оплачено” - совместный проект “Ленкома” и американской продюсерской группы. Постановка спектакля была доверена эстонскому режиссеру Эльмо Нюганену, сценография выполнена латвийским художников Андрисом Фрейбергом. Сорежиссером спектакля стал исполнитель главной роли Олег Янковский. Фабула спектакля проста: некий господин Амилькар, который, как он полагал, в жизни был обделен теплом и любовью окружающих, нанимает трех людей, одна из которых актриса-неудачница, второй - безработный, а третья и вообще девица легкого поведения, чтобы они, плотно войдя в его жизнь, сыграли ему любовь жены и дочери и преданность старого друга. Ситуация сама по себе трагикомическая, так она и развивается.

“Господин, который платит”, просчитался, все не так просто в том сюжете, что он сочинил. Чувства нельзя купить, но они могут возникнуть. Говорят же, что любят не благодаря чему-либо, а вопреки.

Трио Янковский - Чурикова - Збруев демонстрирует редкостное взаимопонимание на сцене, когда кажется, что взмаха ресниц достаточно, чтобы партнер послал ответный пас. Невозмутимый, ироничный Янковский прячет за иронией неустроенность и отчаяние, в его поведении постоянно присутствует второй план. В линии поведения Александра Збруева доминирует усталость и... внезапно возникающее желание жить, не случайно его герой - Машу - совершает творческий прорыв. Инна Чурикова - Элеонора - заслуживает отдельного разговора. К способу существования этой актрисы на сцене трудно подобрать определение. Перед нами гротеск, который в удивительных пропорциях сочетается с самым тонким лиризмом. Чурикова в первом акте разительно отличается от Чуриковой во втором акте. Ее жесткость и постоянная готовность к самообороне уходят, оставляя место нежным пастельным краскам, меняется пластика, возникают новые интонации. Когда она почти детским голосом поет незамысловатую французскую песенку, у зрителей наворачиваются на глазах слезы. Чурикова в спектакле трогательна, мила. Ее бездонные глаза сияют, она кажется удивительно молодой, - так всегда бывает, когда перед нами проходит яркая и насыщенная жизнь человеческой души.

Впрочем, именно человеческие души интересуют и драматурга, и режиссера в большей степени, ведь сюжетных поворотов в спектакле практически нет. К финалу каждый из персонажей подходит, пройдя путь духовного развития, что-то потеряв, но и неизменно больше обретя. Амилькар своим не очень-то нравственным поступком - покупкой чувств - только запустил некий механизм, который, как это ни парадоксально, помог героям спектакля обрести самих себя. Правда, каждый из них заплатил за это обретение свою цену.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии