Время и Деньги
10.01.2009 Бизнес

Три в одном или большое плавание большому кораблю

Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ в июне 2006 года объявило о слиянии трех крупных строительных компаний республики: “Татстрой”, “Камаглавстрой” и “Камгэсэнергострой”. (“ВиД” N111-112 от 23 июня. ) Сообщение об этом событии вызвало у редакции “ВиД” ряд вопросов, ответы на которые мы надеялись получить из первых рук. Вчера министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Хуснуллин прокомментировал событие для читателей нашей газеты.

- Марат Шакирзянович, как можно было говорить о слиянии трех строительных организаций, если к тому времени на собраниях акционеров этот вопрос не рассматривался и решения не были приняты?

- Надо учитывать, что все три компании принадлежат частным структурам. Только в ОАО “Камгэсэнергострой” есть право золотой акции. Но это право на принятие или блокирование каких-то решений, а не на управление собственностью. В данном случае речь шла о решении объединиться, принятом собственниками компаний. Поэтому все решения были согласованы с Советами директоров данных компаний.

- Можно узнать, кто является собственниками?

- Должен сказать, что это коммерческая информация, хотя, может быть, она не является большой тайной. Контрольный пакет акций ОАО “Камгэсэнергострой” принадлежит холдинговой компании “АК БАРС”. Контрольный пакет ОАО “Татстрой” принадлежит группе отдельных лиц, ОАО “Камаглавстрой” - группе юридических лиц.

Надо прямо сказать, что не всем менеджерам понравилось это решение. Наверное, удобно, когда сам руководишь и имеешь всю полноту власти. Но собственники приняли решение и официально обратились к правительству с предложением. Во-первых, вопрос связан с антимонопольным законодательством, во-вторых, сегодня 30% всего объема финансирования строительно-монтажных работ в республике - из государственных источников. Поэтому естественно, что инициаторы объединения еще до принятия решения хотели узнать позицию руководства республики. Получили одобрение.

- В какой стадии сейчас дело?

- Сейчас решается, в какой форме будет проходить объединение. Есть предложение создать объединенный Совет директоров. Все предприятия на сегодняшний день являются акционерными обществами и действуют по существующему законодательству. Поэтому де-юре все решения должны приниматься Советами директоров каждого общества. Желательно, чтобы эти решения были схожими. Поэтому мы договорились, что будем проводить совместный Совет директоров до принятия решений. Я являюсь председателем Совета директоров ОАО “Камгэсэнергостроя” и намерен эту линию поддерживать.

- Видимо, это объединение необходимо для успешной реализации проекта Нижнекамского нефтехимического комбината?

- Да, мы заинтересованы в том, чтобы иметь крупную организацию, способную мобилизовать силы на строительстве ННХК. Ведь в разгар строительства на площадке должно работать более 8 тысяч рабочих. Попробуйте сегодня из разобщенных компаний собрать 8 тысяч лопат, как мы говорим. Да никто не соберет. Что же, будем завозить рабочих из-за границы? Мы подсчитали - если привлечь западные компании, стоимость затрат вырастет на сотни миллионов долларов. Зачем, имея своих специалистов, мы будем отдавать этот рынок кому-то. Нам необходимо развивать свои строительные организации - это стратегия министерства. Но наши строители должны научиться работать в жестких условиях заказчика. Ведь управление проектом доверено осуществлять международной инжиниринговой компании, которая намерена действовать по очень жестким правилам и применять штрафные санкции. Если строители не уложатся в сроки и не выполнят условия по качеству и другим параметрам, они просто разорятся.

- Вы объявили, что новый холдинг войдет в двадцатку крупнейших предприятий страны. Только по численности будет крупнейшим?

- Создавая такое объединение, мы настроены очень серьезно и хотели бы сделать его не только крупнейшим, но и твердо стоящим на ногах. Мое предложение - пригласить западную консалтинговую компанию, чтобы выстроить вертикально интегрированную схему, чтобы компания имела международную форму финансовой отчетности. Ведь строительный бизнес у нас не прозрачный, поэтому и банки его неохотно кредитуют. Компания должна быть капитализирована, иметь собственную инвестиционную программу. Сейчас определена кандидатура руководителя холдинга, это Валерий Самилов, руководитель ОАО “Камаглавстрой”. Идет обсуждение формы объединения, оценка активов.

- Вы утверждаете, что будущее за крупными компаниями. А в жилищном строительстве тоже процесс объединения идет?

- Уже происходит объединение. И это диктуется самой жизнью. Возьмем реализацию национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России”. Представим на минуту, что сегодня в республике земельных площадок хватает, сети подготовлены, деньги есть. Но кто строить будет? Из 4300 строительных компаний, которые зарегистрированы в РТ, лишь 2-3 компании в состоянии реализовать крупный проект, построить 1 млн кв. м жилья. А мы хотим 10 млн кв.м за 5 лет построить и каждый год увеличивать объемы.

Это мировая практика, сегодня и на российском рынке все компании объединяются. У нас пока существуют неформальные холдинги. Например, “Оримекс Сувар” - мощный холдинг, который строит собственную инвестиционную программу. Работает и в республике, и за ее пределами. Де - юре, может быть, объединение не произошло. Но это неформальный холдинг, который включает инвестиционную составляющую, промышленность стройматериалов, строительный , эксплуатационный, арендный бизнес. Вторая группа - ПСО “Казань”. Это тоже практически холдинг, в который входит более 20 предприятий, выстроенных в определенную производственную схему, позволяющую реализовывать крупные проекты. В России и в Татарстане эти процессы необратимы.
5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии