Подспудные резервы Татарстана. Социально-экономические факторы реализации предпринимательского потенциала республики
14.07.2008 Экономика

Подспудные резервы Татарстана. Социально-экономические факторы реализации предпринимательского потенциала республики

Утверждение, что дальнейшее развитие экономики Татарстана требует широкого применения инновационно-хозяйственных структур и форм производственной, торгово-посреднической, инвестиционно-финансовой деятельности давно стало общим местом. Однако насколько последовательно и успешно реализуются заявленные подцели (цель, понятно, - рост качества жизни населения республики в самом широком смысле этого понятия)?

Не вызывает сомнения, что Республика Татарстан, как и Российская Федерация в целом, эволюционирует в направлении стандартов модернистского (индустриального) и постмодернистского (постиндустриального) обществ. Главным импульсом этой эволюции выступает предпринимательский ресурс граждан, и именно поэтому он должен быть востребован и вовлечен в практическую экономическую деятельность в максимально возможной степени.

Увы, данные статистики и результаты социологических исследований показывают, что предпринимательский потенциал экономики РТ реализуется далеко не в полной мере. Предпринимательский ресурс населения РТ задействован прежде всего в сфере малого бизнеса. В малом предпринимательстве занято 367 тыс. человек. В их числе 146,5 тыс. человек работают на малых предприятиях и 15,6 тыс. человек - в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Разумеется, большинство из них отнюдь не предприниматели, а обычные работники по найму. К собственно предпринимателям можно отнести граждан, на языке официальной статистики называемых "занятыми предпринимательской деятельностью без образования юридического лица". Таковых в республике насчитывается 205 тыс. человек и все они входят в то самое число 327 тыс. занятых в малом бизнесе. Сверх того, еще 185 тыс. человек производят товары и оказывают услуги "в домашнем хозяйстве" "для реализации". Или, используя более привычную, хотя, быть может, и несколько устаревшую терминологию, занимаются кустарным производством.

Между тем проведенные нами исследования показывают, что бизнесом хотело бы заниматься значительно большее число жителей республики, причем свыше четверти из них (28,6%) - на постоянной профессиональной основе. Однако более половины опрошенных (51,4%) заявили, что в рамках их профессии возможности заниматься предпринимательской деятельностью нет.

Думаем, что далеко не в последнюю очередь именно этим обстоятельством обусловлена неудовлетворенность многих работников реализацией их личностного потенциала в сфере профессиональной деятельности. Так, по данным проведенных исследований, полностью используют свой потенциал только 5,7% респондентов, частично - 46,4%, в незначительной степени - 20,0%, вовсе не используют - 10,0%; еще 17,9% работников затруднились с ответом на данный вопрос.

Такое положение вещей с точки зрения декларируемого движения к развитому, цивилизованному рынку нельзя признать удовлетворительным. Современный, в социологическом смысле, рыночный тип организации хозяйства, как известно, открывает широкий простор для занятия бизнесом в самых разных секторах и отраслях экономики.

И это хорошо понимает большинство наших респондентов. На вопрос, какой тип рыночных отношений в наибольшей степени способствует развитию предпринимательской инициативы частных лиц, почти половина опрошенных ответила - "либеральный, как на Западе" (45,7%). Еще треть (32,1%) склонилась в пользу государственно-регулируемого рынка.

Настораживает, что почти десятая часть респондентов сочла, что криминально-мафиозный рынок тоже может быть наиболее оптимальной средой развития предпринимательской активности граждан. Впрочем, если принять во внимание криминальные, теневые источники формирования капиталов некоторой части современного предпринимательского класса РТ и РФ, объяснение настораживающему феномену, как говорится, лежит на поверхности.

Почему же многие граждане РТ не могут реализовать имеющийся у них предпринимательский потенциал или реализуют его не в полной мере?

Попытаемся ответить на этот вопрос, используя понятийно-категориальный аппарат и методологию марксисткой парадигмы. К.Маркс, как известно, был одним из пионеров модернистской концепции общественного прогресса. Суть его позиции заключалась в том, что главным источником этого прогресса выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Соответственно, дисбаланс между ними, когда производительные силы не могут развиваться далее из-за архаичности, косности, отсталости производственных отношений, является основной причиной стагнации и регресса.

Именно такой дисбаланс мы и наблюдаем в современном российском и татарстанском обществах. Вот его основные проявления.

Отсталость сельского хозяйства РТ, проявляющаяся прежде всего в неэффективности использования такого важного средства труда, как земля. Урожайность зерновых в Татарстане в среднем за 1996-1999 гг. составила 22,3 ц/га. В то время как в Польше - 30,2, в Чехии - 41,3, в Венгрии - 46,5 ц/га. А между тем Польша, Чехия и Венгрия относятся по этому показателю лишь к третьей, самой слабой группе европейских стран. В среднем по России урожайность еще ниже - 12,6 ц/га.

Главной причиной такого отставания являются отнюдь не природно-климатические условия РТ и РФ, а архаичность производственных отношений в сельском хозяйстве. Земля по-прежнему принадлежит государству. Отдельный чиновник, которому поручена забота о земле, не заинтересован в ее рачительном использовании. Он - не хозяин.

Не является хозяином земли и фермер, он - арендатор. В отличие от фермера европейского или американского его не связывают с землей отношения частной собственности.

Между тем даже русская философская мысль рубежа XIX-XX вв. знала истинную цену земельной частной собственности. "Частная собственность на землю есть более одухотворенное отношение к земле, чем национализация и социализация земли. Частная собственность на землю делает возможной любовь к земле, к полю и лесу, вот к этому дереву, около которого сидели деды и прадеды, к дому, к воспоминаниям и преданиям, связанным с этой землей и ее прежними владельцами, она поддерживает связь поколений. Национализация и социализация земли вызывают исключительно потребительски корыстное отношение к земле, грубо материалистическое, лишенное всякой душевной теплоты, они сделают невозможной интимную связь с прошлым, с предками, убьют предания и воспоминания. Отношение к материальным предметам сделается безличным, исключительно утилитарным". (Бердяев Н.А. "Философия неравенства".)

Добавим, что государственная собственность на землю лишает фермера корней и тем самым снижает коэффициент реализации им своего предпринимательского потенциала. Без малого 2/3 опрошенных граждан с высшим образованием заявили, что "сфера сельского хозяйства в республике постепенно деградирует". Их поддержали 60,6% граждан со средним и 58,9% - с неполным средним образованием.

В экономике РТ по-прежнему доминирует государственный сектор. Абсолютное большинство наших респондентов (65,7%) полагает, что государственная собственность в республике приватизирована "на бумаге", "в незначительной степени" или вообще "ничего не знают об этом".

Государственные или контролируемые государством предприятия в ключевых отраслях (топливная промышленность, энергетика, нефтехимия и др.) занимают исключительное, а то и вовсе монопольное положение. В этих условиях субъектом предпринимательской активности, существенным образом ослабленной отсутствием конкуренции, может быть только назначаемая государством администрация, но никак не наемный персонал предприятий: инженеры, служащие, рабочие.

Именно из-за этого малый и средний бизнес оказываются в невыгодной ситуации. Весьма показательно, что 38,9% респондентов с высшим образованием признали, что "малый и средний бизнес в республике не развивается".

В то же время едва ли не половина респондентов (44,3%) уверены, что их друзья и коллеги занимаются предпринимательством в рамках частных предприятий. Четверть опрошенных (26,4%) знает, что их приятели и знакомые заняты индивидуально-предпринимательской деятельностью. Еще 7,1% респондентов известно, что их друзья и знакомые занимаются бизнесом на предприятиях акционерной формы собственности.

Важным фактором, сдерживающим предпринимательскую активность граждан, является отсутствие достаточного объема инвестиций, хотя по этому показателю Татарстан занимает 5-е место в РФ и находится близко к странам третьей европейской группы, а также далеко не оптимальное распределение их по отраслям экономики.

Иностранные инвесторы вкладывают деньги прежде всего в высокодоходную топливную промышленность РТ, на втором месте находится машиностроение, далее располагается пищевая промышленность. Остальные отрасли экономики РТ имеют либо чрезвычайно низкую, либо и вовсе нулевую инвестиционную привлекательность.

Отечественный инвестор в подавляющем своем большинстве несостоятелен в материальном отношении, так как основным источником его дохода является крайне низкая заработная плата.

Да, денежные доходы населения Татарстана растут и даже опережающими многие регионы РФ темпами - так гласит статистика. Однако вот парадокс, способный дезориентировать людей и смикшировать их стимулы к повышению своих доходов: собранные в 2005 г. ЦАИРом социологические данные показали, что большинству респондентов попросту неизвестен средний размер заработной платы в РТ! Только около 4% респондентов указали на цифру, близкую к официальному показателю.

Но даже если исходить из того, что средняя начисленная зарплата в РТ (у работников крупных и средних предприятий и организаций) колеблется в пределах 10 тыс. рублей, может ли человек с такой зарплатой выступать в роли инвестора? Между тем на Западе именно граждане составляют основной контингент инвесторов экономики своих стран, а инвестирование рассматривается как одна из самых распространенных форм предпринимательской активности.

Так происходит потому, что размеры зарплат и, соответственно, доходов работающих там несравнимо более высоки, чем у нас. В США, например, размер часовой оплаты труда рабочего составляет 14 долл., а средний годовой доход - 35 тыс. долларов.

В РФ и РТ же выплату зарплат работникам, и без того мизерных, часто задерживают. А государство испытывает непомерную гордость от того, что его задолженность перед работающим на него населением из месяца в месяц сокращается.

Оно, государство, упорно не хочет понять, что дело не в объеме задолженности и даже не в изменившихся внебюджетных отношениях. Раньше 80% налоговых сборов оставалось в республике, а сейчас большая часть собранных налогов уходит в федеральный бюджет. Дело в самом принципе отношений между работодателем и работником. Последний должен получать заработанные им деньги вовремя - и баста! Понедельно, как на Западе, а не спустя несколько месяцев.

Не менее важным условием формирования и реализации предпринимательского потенциала экономики выступает налоговая система. Абстрагируясь от обсуждения достоинств и недостатков действующей ныне в РФ и РТ системы налогообложения, остановимся на социальном аспекте данной проблемы. Известно, что разумные, умеренные налоги не только способствуют сбережению денежных средств, но и служат мощным стимулом развития предпринимательства.

Насколько велики налоги в России и Татарстане, в частности, налоги на тех, кто занимается бизнесом? Сколько денег остается у гражданина, наемного работника и частного предпринимателя после уплаты всех установленных федеральной, региональной, местной властью налогов? Проведенные нами исследования выявили стремление громадного числа наших сограждан быть честными, добросовестными налогоплательщиками. Почему же на практике многие из тех, у кого есть возможность хотя бы на первоначальном этапе полностью распоряжаться заработанными средствами, избирают иной сценарий поведения?

Здравый смысл подсказывает, что людей попросту не устраивает действующая система налогообложения, которая, с их точки зрения, несправедливо отбирает у них слишком много средств. Известна шутка одного из отечественных предпринимателей, что, заплатив все налоги, он действительно может спать спокойно - на кладбище!

Просмотрев множество официальных статистических справочников, мы так и не нашли ответа на вопрос: какую часть заработанных гражданином средств изымает у него государство в качестве налогов? Между тем вопрос о том, в какой пропорции должны распределяться заработанные гражданином средства между государством, которое он, конечно же, как гражданин обязан содержать, и его собственным домохозяйством, и, если он предприниматель, - предприятием, является одним из центральных вопросов экономической теории. Именно в нем содержится ключ к пониманию главных причин и механизмов предпринимательской и вообще трудовой активности человека.

В классическом учебном пособии по экономике К.Р.Макконелла и С.Л.Брю без всякого труда находим информацию о том, что в современных США свыше 80% дохода домохозяйств уходит на личное потребление и только 20% - на сбережение и уплату налогов. Наша же статистика обходит этот ключевой для всякого человека вопрос стороной. Как же мы собираемся стимулировать предпринимательскую активность собственных граждан, если не даем им четких и ясных ориентиров, на какую часть их личных доходов претендует государство?

Таким образом, структура внешних связей предпринимательского потенциала экономики РТ с точки зрения его реализации в практической деятельности не может быть признана оптимальной.

В качестве основных направлений реформирования социально-экономических условий как факторов дальнейшего развития и распространения предпринимательства могут быть предложены следующие меры: модернизация отношений собственности - в частности, разработка оптимальной модели связи работника с землей (на данном этапе совсем необязательно введение в практику классической частнособственнической модели поземельных отношений); демонополизация экономики (разукрупнение государственных предприятий, создание здоровой конкурентной среды); принципиально новый подход к оплате труда (приближение размеров оплаты к мировым стандартам, плата за выполнение конкретной работы, своевременная выплата зарплат); изменение инвестиционной политики (вложение средств не только в физический, но и в человеческий капитал); пересмотр налоговой системы (снижение налогов в первую очередь на частнопредпринимательскую деятельность, предоставление налоговых льгот инновационным проектам и направлениям в бизнесе).
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии