Время и Деньги
28.03.2006 Культура

В музее должно быть весело и интересно

В Национальном музее РТ новый директор. Занимавший эту должность в течение двадцати лет Геннадий Муханов ушел по собственному желанию в связи с переездом в другой город, его преемницей стала Гульчачак Назипова, ранее бывшая первым заместителем генерального директора по науке.

Из досье “ВиД”. Гульчачак Назипова окончила исторический факультет Казанского государственного университета, затем там же аспирантуру, кандидат исторических наук. Ее перу принадлежат книги “Казанский городской музей. Очерки истории 1895-1917 годов”, “Университет и музей: исторический опыт губернской Казани”. Назипова - автор более пятидесяти публикаций, посвященных истории культурной жизни Казани, Поволжья и Приуралья, музейного дела Татарстана, проблемам современной музейной деятельности.

- Гульчачак Рахимзяновна, как прошел ваш первый день в новой должности?

- В трудах, в решении проблем. И хотя я последние годы находилась рядом с генеральным директором и была в курсе всех музейных проблем, тем не менее пока все сложно. Я в свое время пришла сюда на работу младшим научным сотрудником фондов в филиал - музей Горького. Я не варяг, я воспитана этим коллективом, есть замечательное содружество музейщиков, которое, несмотря ни на что, живет. Его традиции продолжаются в нашем музее. Это сообщество воспитало меня, научило хранить бесценные предметы, которыми мы располагаем. Я очень благодарна людям, которые меня учили. Они работали в музее по сорок, по пятьдесят лет, и сумели сохранить преемственность, а это очень важно. Сейчас в музей пришло много молодых сотрудников. И мы надеемся, что они смогут внести в нашу жизнь свежую струю.

- Каждый музей стремится иметь нечто отличное от других, в чем, на ваш взгляд, изюминка Национального музея?

- Это единственный музей в мире, где отражена история и культура нашего края во всей полноте - с древнейших времен до наших дней. Это единственное собрание в мире, где в таком объеме есть булгарские коллекции. Конечно же, у нас великолепная золотоордынская коллекция, в Булгарах, например, чеканилась первая золотоордынская монета. Коллекция золотоордынских монет, которая у нас хранится, является крупнейшей в мире. У нас есть великолепная коллекция оружия. Естественно, в нашем музее хорошо представлены VIII и ХIХ века. Целый сектор в наших фондах выделен под коллекции деятелей татарской культуры. Такого нет ни в одном музее мира. И, конечно, жемчужина наших фондов - это этнография. Наши предшественники ее прекрасно собирали, в послевоенные годы Академия наук вместе с сотрудниками музея много ездила в экспедиции по районам республики, мы и сейчас ездим в этнографические экспедиции, так что материал, которым располагает Национальный музей по этой теме, - уникальный. У нас богатейшие коллекции: татарская, русская, чувашская, удмуртская, марийская, мордовская, башкирская. Кроме того, у нас есть коллекции, которыми не каждый российский музей может похвастаться, - древнегреческая, древнеримская и египетская, это коллекции Андрея Лихачева, мецената, много сделавшего для нашего музея, и коллекция университетская.

- Какие экспедиции сейчас формируются в музее?

- Археологическая, историко-бытовая и этнографическая. Мы находим возможность выделять средства и транспорт, чтобы они состоялись. В прошлом году одна из экспедиций проходила в Казани, собран очень интересный материал, и, главное, мы успели заснять те дома, что сейчас снесены, и таким образом сохранили память о старом городе. Наша задача - сохранять экспонаты и показывать их людям, на этом мы строим свою культурную политику.

- Сейчас на слуху у всех скандал в Эрмитаже, в Национальном музее нечто подобное возможно?

- Сколько бы мы ни повесили замков и ни выставили охраны, если нечестный человек находится среди сотрудников, происшествия возможны. Что касается наших фондов, мы провели специальное совещание, еще раз проверили состояние наших дел. Но проверить 800 тысяч единиц хранения просто невозможно. Что же касается предметов из драгоценных металлов и оружия - это мы проверили, слава Богу, все на месте. Если говорить о наших людях, я им очень верю. Нет ни одного человека в нашем музее, кто бы мог так поступить. Конечно, сейчас все продается и все покупается. В том числе и музейные ценности, тем более при таком развитии антикварного бизнеса. Я не обвиняю антикваров, мы с ними очень дружны, они нам во многом помогают. То, что произошло в Эрмитаже, это трагедия, которая, мы боимся, может запятнать нашу профессию. С нашими фондами тоже есть проблемы, но другого характера, они находятся в полуаварийном помещении. Нам необходимо фондохранилище. Музею передали здание на углу Чернышевского и Профсоюзной, надеемся, что со временем там появится новое фондохранилище.

- Как вы видите будущее музея в связи с работой со зрителем?

- Недавно я вернулась с международной конференции из Бостона, во время наших семинаров и “круглых столов”, посещения американских музеев я увидела ту дорогу, по которой мы должны идти. Надеюсь, при поддержке нашего правительства и у наших сотрудников будет возможность ездить учиться за границу, где можно подпитываться новыми идеями. У нас есть концепция и программа развития Национального музея, согласно им в центре Казани должно быть здание крупнейшего музейного комплекса с системой экспозиций, фондохранилищами, с системой культурно-образовательных учреждений, то есть кружков, клубов, с большим киноконцертным залом. Пока в регионах России ничего подобного нет. Но Казань достойна получить его первой, у нас для этого есть все основания. Хотелось, чтобы этот комплекс всегда был полон людей, пусть они приходят семьями - для отдыха, шоппинга, для образования. Здесь же должны разместиться и музейные инфраструктуры - реставрационные мастерские, они могут работать не только на республику, но и на близлежащие регионы, художественная мастерская и так далее. Такой комплекс даст возможность иметь не только центр приема экспонатов и их показа, но и место, где можно полезно и приятно провести время. Я уже не говорю об образовательных программах для школьников и студентов. Такие примеры есть, например, Дарвиновский музей в Москве, туда люди приходят утром, а уходят вечером, так интересно там построена работа с посетителями. Нам бы хотелось, чтобы нашим посетителям было интересно, весело и было желание снова и снова сюда прийти.

- Чем в ближайшее время вы будете нас удивлять?

- 26 августа откроется выставка “Древняя история Татарстана”, мы хотим, чтобы сложная наука археология предстала для наших посетителей простой и доступной. В новой экспозиции будут представлены памятники истории и культуры, начиная с эпохи каменного века и до конца первого тысячелетия нашей эры.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии