Время и Деньги
20.07.2008 Экономика

Валерий ИВАНОВ: “Россия не станет сырьевым придатком Европы”

Татарстан известен как нефтяной регион России, где не только успешно добывают “черное золото”, но и занимаются его переработкой - действует крупный нефтехимический комбинат, запущен нефтеперерабатывающий комплекс. Успешно работает ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии (ВНИИР), на базе которого будет создан единственный в России Государственный эталонный комплекс по метрологическому обеспечению количества сырой нефти и нефтяного газа (ГЭК).

Факты истории

Научная метрологическая база в Татарстане начала формироваться еще в начале минувшего века.

В 1900 году в Санкт-Петербурге по инициативе Дмитрия Ивановича Менделеева была открыта первая в России поверочная палатка, где сверяли рабочие гири и меры длины с хранящимися в палатке эталонами. Если гири и меры соответствовали эталонам, то на них ставили клеймо. Чуть позднее во всех российских губерниях были открыты такие палатки. За каждой палаткой был закреплен свой номер, за казанской - №16. Купцы со всего Поволжья ежегодно приезжали сюда на поверку. В архивах Центра метрологии и стандартизации РТ хранятся письма купцов Дмитрию Менделееву, “главному поверителю” России , где они просили его разобраться с работой поверочных палаток, которые не клеймили их гири. “Торговля во всей губернии остановилась”,- жаловались они.

Палатка № 16

Центр стандартизации и метрологии расположился на одной из тихих тенистых улиц Казани, на том самом месте, где когда-то и была установлена поверочная палатка №16. В середине прошлого века было принято решение организовать здесь современную метрологическую лабораторию Госнадзора (Татарскую ЛГН). Валерий Иванов, директор ФГУП ВНИИР, вспоминает:

- Палаткой называли двухэтажное здание. Оно почти не отапливалось зимой, помещения были сырые и темные. Когда сюда пришли ученые и специалисты во главе с Нагимом Хусаиновым - он был назначен руководителем лаборатории - здание требовало немедленного капитального ремонта. Нагим Мингалеевич был не только талантливым ученым, но еще и сильным руководителем. За небольшой отрезок времени вместо “покосившейся избушки” было возведено современное многоэтажное здание. Хусаинов сумел создать прекрасные условия не только для специалистов лаборатории, но и для научных сотрудников, которые работали там же.

В 1966 году на базе лаборатории Госнадзора было организовано Казанское отделение Всесоюзного научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений. В восьмидесятые годы Татарская ЛГН была переименована в ФГУ “Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации” (ТЦСМ), а несколько лет спустя отделение ВНИИ вышло из состава Центра, и Приказом Госстандарта СССР на его базе был создан Всесоюзный Научно-исследовательский институт расходометрии (ВНИИР).

ВНИИР

Многоэтажное здание ВНИИР находится на одной из самых шумных улиц Казани. Поток автомобилей здесь кажется бесконечным. Наконец, удается перейти дорогу, и я у дверей института. На вахте мне вежливо объясняют - приемная находится на 6 этаже.

-Но лифта нет, пешком по лестнице поднимайтесь,- сказала словоохотливая сотрудница.

Странно, первый раз вижу современное девятиэтажное здание, в проекте которого нет лифта. Поднявшись на шестой этаж, который по высоте, пожалуй, равен десятому в обычных многоэтажках, обнаруживаю заколоченные двери лифта. Значит, он все-таки запланирован, но им почему-то не пользуются. Как выяснилось при встрече с директором ВНИИР Валерием Ивановым, первые этажи здания института, изначально ему и принадлежавшие, захватила Академия правосудия. Лифтовое хозяйство находится на первом этаже, поэтому лифт для служителей науки перекрыли.

- С одной стороны хорошо - инфарктов ни у кого не будет,- шутит Валерий Павлович.- Но для ребят, которые постоянно на восьмой этаж поднимают тяжелые железные приборы, ситуация не очень-то веселая.

Нагим Хусаинов, первый директор ВНИИР, при разработке проекта будущего здания института учитывал самые мельчайшие детали. Он считал своей задачей построить уникальный, единственный в Европе научный комплекс. Сегодня производственно-научно-исследовательский комплекс ВНИИР занимает площадь около 2000 квадратных метров. На этой площади размещены семь первичных государственных (такого количества нет ни в одном европейском институте) эталонов, разработанных сотрудниками ВНИИР, и 40 установок высшей точности, не уступающих по своим метрологическим характеристикам зарубежным аналогам. В среднем каждый эталон занимает площадь около 250 кв. метров. Сами же ученые, по словам Валерия Иванова, “сидят на головах друг у друга” - не хватает офисных помещений. Служители Фемиды потеснили ученых, не пожелав при этом поинтересоваться мнением хозяев здания.

- Сегодня перед нами стоит задача - на базе нашего института создать Государственный эталонный комплекс по измерению добычи нефти и газа. Как минимум, нужно будет принять на работу еще 60 человек, а размещать их негде,- рассказывает Валерий Павлович.

ГОСТ 615

Почти две трети российского бюджета формируются за счет использования месторождений нефти и газа. Но до последнего времени в России не было основополагающего стандарта для измерения добываемых недр. В начале этого года этот стандарт, ГОСТ Р 8.615-2005, был принят и введен в действие. ГОСТ 615 был разработан специалистами Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии РФ и ВНИИР. С введением ГОСТа Российское правительство сможет вести поскважинный учет добываемой нефти. А до принятия этого стандарта велся групповой учет по месторождениям и по общему количеству добытой нефти, поэтому информация была неполной и не всегда точной.

Почетная миссия по внедрению нового стандарта в жизнь была возложена на ВНИИР. Создаваемый на его базе по инициативе Федерального Агентства по техническому регулированию и Министерства экономики и промышленности РТ Государственный эталонный комплекс по метрологическому обеспечению количества сырой нефти и нефтяного газа (ГЭК) будет единственным в России. В него войдут все необходимые эталоны и испытательный полигон, который будет располагаться на площадях одного из НГДУ ОАО “Татнефть”, вероятнее всего в Набережных Челнах .

- Это будет единственный в России центр, который позволит испытывать зарубежные и российские приборы и давать им жизнь. Первичные эталоны комплекса будут ориентированы на условия эксплуатации рабочих средств измерения и соответствовать международным, полностью проходить сличения и признаваться нами, - рассказывает Валерий Павлович. Директор ВНИИРа считает, что ГЭК позволит создать дополнительную научную базу для разработки новых приборов, а у разработчиков появится возможность испытывать свои приборы на испытательном полигоне комплекса.

Цена вопроса

Коллектив ВНИИРа насчитывает 250 научных сотрудников, из них - 17 кандидатов и два доктора наук. Помимо научных разработок, в институте создается большая нормативная база для недропользователей России, здесь проводится метрологическое обеспечение месторождений нефти и газа.

- Сегодня мы работаем над созданием нового эталона трехфазной жидкости, который не имеет аналогов в мире, - рассказывает заместитель директора ВНИИР Михаил Немиров. Кстати, в августе ученые института обосновали единственный в России эталон объемного и массового расхода газа. В его создании был заинтересован Газпром России. До последнего времени поверка расходомеров и счетчиков с верхним диапазоном измерения до 10 тысяч кубических метров в час обходилась компании очень недешево. Ближайший эталон газа находится в Голландии, а там поверка только одного прибора стоит 20 тысяч евро, плюс расходы на авиаперевозку приборов. Вот и получается, что одна поверка обходилась Газпрому в 40 тысяч евро. В казанском институте поверить такие приборы можно будет за 20000 рублей. Такая вот цена вопроса!

Россия не станет сырьевым придатком

В том, что у ВНИИР светлое будущее, никто и не сомневается. Слишком много было сил и души в него вложено. Ежегодно в институт приходят молодые специалисты - выпускники ведущих Казанских вузов - КАИ, КХТИ, КГУ. Сюда берут работать только обладателей “красных дипломов”, хотя желающих влиться в коллектив ВНИИРа намного больше. Секрет прост - здесь хорошо платят и создают все условия для плодотворной работы. А что еще нужно ученому?

- А не происходит утечки мозгов за рубеж? - спрашиваю Валерия Иванова.

- У нас такой проблемы не существует. Бывают, конечно, отдельные случаи. Но, в основном, уезжают не ученые, а специалисты. Их приглашают обслуживать оборудование. Настоящие ученые творят дома,- ответил Валерий Павлович.

- Сейчас пугают тем, что Россия превратится в сырьевой придаток Европы...

- Никогда России это не грозило и не грозит. У нас очень умная молодежь, увлеченная наукой и делом, которым она занимается, поэтому у российской науки прекрасное будущее.

О первом директоре

Из кабинета директора ВНИИРа виден весь комплекс зданий, в которых хранятся эталоны. И хотя не было войны в течение тех сорока лет, что существует институт, испытать ему пришлось многое. В годы перестройки, а иначе сказать - безвластия, когда все прежние ценности, казалось, уже не имели никакого значения, тем более какие-то эталоны, сотрудники ВНИИРа бережно сохранили уникальные эталонные установки и научный потенциал своего института. Здесь помнят и чтят первого директора - Нагима Хусаинова, сегодня институт носит его имя. Ежегодно в день смерти Нагима Мингалеевича коллектив ВНИИР возлагает венки на его могилу.

- Когда будете писать о нашем институте, обязательно напишите о нашем первом директоре - замечательным человеком он был,- прощаясь со мной, сказал Валерий Павлович.
61
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии