Время и Деньги
28.01.2009 Бизнес

Рояль в кустах

Египтяне ведут переговоры о приобретении пианино казанского производства. Сообщение об этом, промелькнувшее на днях в некоторых СМИ, отдавало сенсацией. Неужели мы, Татарстан, оказываемся конкурентоспособными на внешнем рынке не только в области нефти и нефтехимии?

То, что мы действительно напали на сенсацию, подтвердил генеральный директор производственно-строительной фирмы "Карпентер" Антон Рахматуллин: "Одна из египетских компаний действительно изъявила желание приобрести у "Карпентера" пробную партию пианино в количестве 10 штук. Подписан протокол о намерениях, и если все пойдет как надо, то будет заключен контракт на поставку 100 инструментов, и это будет первый зарубежный контракт в истории казанского производителя музыкальных инструментов".

Изящная формулировка о "казанском производителе музыкальных инструментов" нуждается в пояснениях. Вообще-то здесь должно иметь в виду Казанскую фабрику музинструментов, которая, как припомнят, надеюсь, старожилы, многие годы выпускала пианино "Сюита", затем "Казань" (уже на излете советских времен начавших уступать свою рыночную нишу чехословацким "Petroff"), а также любимые в народе "тальянки" и "хромки" - гармошки - двухрядки. С приходом буйного российского рынка, удивительно ловко совпавшего с повальным охлаждением россиян к живому музицированию, замещенному в лучшем случае караоке, а в большинстве случаев - потреблением "фанеры", фабрика приказала долго жить, а на ее площадях и производственных мощностях произросла производственно-строительная фирма "Карпентер", основным видом деятельности которой (и весьма успешной деятельности, замечу) является производство деревянных окон, дверей, лестниц и прочих атрибутов квартир и домов новых зажиточных россиян.

Однако хозяева "Карпентера" сумели сохранить и прежнюю специализацию фабрики, не стали рубить все под корень. Можно сказать, из любви к искусству, ведь производство перечисленных выше музинструментов является планово-убыточным и занимает лишь малую толику в обороте ПСФ. Сейчас здесь выпускают в месяц 10-20 гармоней - для музыкальных ансамблей и в качестве сувениров иностранцам, а также - буквально штучно - пианино, которые покупают школы, музыкальные училища, рестораны и очень редко - частники. Поставки идут в российские регионы и по Татарстану, конечно, но вот Казань, например, за все годы работы "Карпентера" не подала ни одной заявки…

Трудно сказать, в чем тут причина, - то ли ментальность так резко изменилась, то ли это осознанная политика властей в области культуры и образования… Последнее, по логике, должно казаться совсем невероятным. "Во всем мире считается очень престижным производство рояля, - рассуждает Антон Рахматуллин. - Скажем, Польша за право открыть на своей территории представительство немецкой компании "Zeller" предоставила ей на льготных условиях участок земли сроком на 100 лет, беспроцентный кредит и освободила от налогов на 5 лет. Конечно, Татарстан гордится тем, что продает КАМАЗы, нефть, полиэтилен. Но он также мог бы гордиться тем, что производит продукцию для культурной жизни, а рояль "Казань" мог бы значительно укрепить имидж Татарстана за рубежом".

Хотя, скорее всего, резкое снижение спроса на музыкальные инструменты вызвано не умыслом каких-то конкретных властей, а тем, на что сегодня настроены в массе своей люди. В XIX веке каждый образованный человек обязан был говорить на иностранных языках, играть на музыкальных инструментах, уметь танцевать и быть начитанным. В советское время пианино также сопровождало быт очень многих семей - и как признак реальной, а не формальной интеллигентности, и - не без этого - как символ успешности в жизни, даже атрибут роскоши. Сегодня другие символы и атрибуты - зачем живой звук в эру синтезаторов?

Но ведь не одни мы живем в XXI веке, а в Европе, по рассказу Антона Рахматуллина, очень много производителей пианино, сохраняющих и развивающих вековые традиции. Странами-лидерами являются Германия, Чехия и Италия. В последнее время к ним подтянулась Япония. Их продукция очень качественна и дорога. Стоимость самых дешевых моделей начинается от 25 тыс. евро. В России же помимо Казани остался лишь комбинат музыкальных инструментов "Лира" в Москве, который работает в нише чуть более дорогих концертных роялей. Механику и клавиатуру делает фабрика в Белоруссии. Все.

Чем же могут привлечь зарубежного потребителя казанские пианино? Не будем кривить душой: пока что в основном ценой - порядка 1 тысячи долларов США. Однако важно понимать, что мизерная, по мировым меркам, цена сопровождается добротным качеством инструмента. Например, рождающую звук пианино деку в Казани делают по традиционным технологиям - со всеми засекреченными приемами подбора для нее древесины, сушки и склейки, - не то что в Китае, где резонансную ель заменили на фанеру.

Хотя как раз "фанерные" китайские фоно из-за своей смехотворной цены и могут составить конкуренцию татарстанским пианино в среде начинающих и не очень искушенных пользователей.

Но самый сильный конкурент, которого опасается Антон Рахматуллин, - это Израиль. Их "фирмачи" сейчас активно скупают старинные пианино в Санкт-Петербурге, реставрируют и перепродают по всему миру. А поскольку доставка в переговорах с Египтом самый сложный момент - она способна увеличить цену инструмента до 2-2,5 тыс. долларов - есть вероятность, что может быть выбран территориально более близкий партнер. Одно утешение - в свете конфликтов Израиля и арабского мира позиции Татарстана выглядят лучше.

Впрочем, по расчетам менеджеров "Карпентера", наилучшие перспективы у казанских инструментов - в самой России. Они подсчитали, что по гармоням точка безубыточности достижима при ежемесячном сбыте в 50 штук, а неохваченный пока рынок - Москва и тот же Питер, в обоих городах живет многочисленная татарская диаспора. Направление пианино и роялей способно ожить при активизации спроса в Казани.

"Рояльная ниша вообще сегодня свободна, - говорит Рахматуллин, - отечественного предложения нет, а импортные рояли дороги. Человек, который хочет купить рояль, сегодня вынужден покупать старый. Можно занять нишу кабинетных роялей за 250-350 тысяч рублей и концертных роялей примерно за 600 тысяч и дожидаться преломления ситуации".

Одно "но": неизвестно, сколько еще времени "Карпентер" будет в состоянии поддерживать планово-убыточное производство музинструментов за счет доходов от своей основной деятельности. Как ни крути, а фирма частная, и она не обязана решать государственные, по большому счету, задачи. Если, конечно, государство, в данном случае в лице правительства Татарстана, относит к таковым поддержку национальной культуры и культуры вообще.

Импульс заинтересованности, поданный египтянами, - это как к месту обнаружившийся "рояль в кустах". По-моему, надо его оттуда вытаскивать. Очень бы не хотелось следующую публикацию на эту тему помещать под заголовком "Недолго музыка играла".
118
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии