Время и Деньги
05.02.2009 Бизнес

Lufthansa ждет политического решения

Что мешает развитию международных авиаперевозок в Татарстане? Об этом мы расспросили посетивших недавно Казань регионального директора авиакомпании Lufthansa в России и странах СНГ Вольфганга Шмидта (далее - В.Ш.) и менеджера этой компании по Татарстану и Башкортостану Манфреда Розенталя (М.Р.). Их взгляд на отношение к проблеме республиканских властей заставляет усомниться, что международные авиаперевозки нам вообще нужны.

- Какова цель вашего визита в Казань?

В.Ш.: - Ознакомиться с ситуацией на рынке, познакомиться с клиентами, партнерами и сотрудниками авиакомпании. И я бы хотел подчеркнуть, что Lufthansa стремится развиваться не только в таких состоявшихся мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, но также и в таких быстроразвивающихся регионах, как Уральский и Приволжский федеральные округа. К тому же в Татарстане принята стратегическая программа развития транспортного комплекса республики как составной части трансконтинентальных транспортных коридоров. Это, безусловно, положительный фактор для развития Lufthansa. Потому-то мы и пришли на этот рынок, что высоко оцениваем перспективы развития региона.

- Важнейший элемент транспортной инфраструктуры Татарстана - Международный аэропорт “Казань”. Но российское правительство, несмотря на избыток “нефтяных” денег, финансирует его реконструкцию крайне скупо, опасаясь коррупции, и настаивает на участии в этом деле частного капитала, поскольку сам у себя частник воровать не будет. Так почему бы Lufthansa не инвестировать средства в реконструкцию, став тем самым совладельцем аэропорта?

В.Ш.: - Бизнес пассажирских авиаперевозок весьма капиталоемкий и имеет довольно низкую норму прибыли. К тому же он очень чувствителен к разного рода возмущениям. И когда, по тем, или иным причинам, пассажиропотоки снижаются, бизнес из прибыльного мгновенно превращается в убыточный. Поэтому у авиакомпании просто нет средств для участия в прямых инвестициях в реконструкцию тех аэропортов, куда она совершает полеты. Впрочем, косвенно, оплачивая услуги аэропортов, мы все же участвуем в их финансировании и всегда готовы рассматривать с нашими партнерами вопросы расширения этой деятельности.

М.Р.: - Когда в конце прошлого года у нас состоялась встреча с министром транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Владимиром Швецовым, мы обсуждали и вопрос о возможности прямых инвестиций в реконструкцию аэропорта “Казань”. Тогда я сказал, что в Германии нашими партнерами выступают аэропорты Франкфурта-на-Майне и Мюнхена, которые сейчас бурно развиваются и ищут бизнес-партнеров, в том числе за рубежом. Мы могли бы помочь в организации контактов представителей этих компаний с казанским аэропортом, и, если они увидят привлекательные с точки зрения инвестора бизнес-модели и конкретный бизнес-план, который им был бы интересен, то, конечно, будут заинтересованы участвовать в быстрорастущем рынке российских авиаперевозок. Но, к сожалению, до сих пор никаких ответов на свое предложение я так и не услышал. И уже на той встрече мы подчеркнули, что существует острая необходимость в реконструкции существующего аэропорта. Например, в мае-июне 2007 года в Казани пройдут два крупных международных мероприятия, аэропорту придется единовременно обслуживать несколько сотен пассажиров, а он к этому не готов.

- Есть ли у Lufthansa собственные проекты в Татарстане и на какую помощь правительства республики компания рассчитывает при их реализации?

В.Ш.: - Для реализации наших планов по развитию авиаперевозок в регионе очень важно сотрудничество с органами власти, прежде всего в том, что касается аэропорта. Здесь мы ждем, скорее, даже не финансового, а политического решения на долгосрочную перспективу. Финансовые затруднения, связанные с ожиданием сильных инвесторов, нам понятны. Неясно другое. Сейчас в аэропорту “Казань” есть два терминала - в старом здании и бизнес-терминал, предназначенный в том числе и для обслуживания международных рейсов (но, насколько нам известно, он пока не имеет на это официального разрешения). Обработка пассажиров в этих двух терминалах идет по совершенно разным технологиям. Не имея ясного представления о том, через какой терминал будут проходить наши пассажиры, авиакомпании очень проблематично планировать свою деятельность.

Для обеспечения рентабельности перевозок, к примеру, на маршруте Казань - Франкфурт-на-Майне необходимо иметь 110-120 пассажиров на каждом рейсе. Такого количества на этом направлении пока просто нет. Да и инфраструктура аэропорта к этому не готова. Если открыты только две кабинки пограничников, то “обработка” 60 - 80 пассажиров, что у нас бывает летом, уже - большая проблема. А зимой в зоне регистрации открыта дверь на летное поле, потому что прямо здесь же идет погрузка багажа. Вылетающие пассажиры мерзнут при температуре 6 - 7 градусов. Потому-то мы и ставим так остро вопрос реконструкции аэропорта.

- Вам, вероятно, легко сравнивать условия работы в Казани и в других городах, куда летает Lufthansa...

М.Р.: - Я могу привести в пример Уфу. В настоящее время уфимский аэропорт находится в стадии кардинальной реконструкции, что мы можем только приветствовать. В частности, там предусмотрено значительное расширение площадей аэровокзала и причаливание самолетов почти к его зданию.

- То есть длительная задержка с реконструкцией аэропорта “Казань” может привести к переориентации авиакомпаний на уфимский аэропорт?

М.Р.: - Мы больше заинтересованы в том, чтобы казанский аэропорт также стал бы привлекательным для работы авиакомпаний, совершающих международные полеты. Кроме нас сюда уже пришли “Турецкие авиалинии”, думаю, придут и другие компании. И это хорошо, потому что конкуренция всегда благотворно влияет и дает дополнительные толчки к развитию. Я горжусь тем, что Казань входит в сферу моих интересов по работе, и не перестаю восхищаться этим городом. Думаю здесь есть огромный потенциал для роста и развития.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии