Время и Деньги
06.12.1999 Политика

“Ак Барс” Банк никак не войдет в “Зенит”

В понедельник же из Москвы пришла весть, что “Зенит” планирует продать до 20% своих акций иностранному инвестору, чтобы, по версии газеты “Ведомости”, избежать... слияния с “Ак Барс” Банком. Якобы в этом заинтересованы не владельцы “Зенита”, а менеджмент. Запахло скандалом: не дело, когда наемные управляющие действуют вопреки политике собственников. Но тут, во вторник, приходит новая весть: против слияния “АББ” и “Зенита” выступает один из крупнейших акционеров последнего - Новолипецкий металлургический комбинат! Получается, что, несмотря на полгода консультаций за закрытыми дверями и обсуждения перспектив объединения банков в прессе, не достигнуто взаимопонимание между сособственниками “Зенита”, а менеджмент, как ему и положено, играет роль второго плана. Примечательно, что крупнейшим акционером обоих банков является ОАО “Татнефть” (владеет 50,05% акций “Зенита” и 29,09% - “Ак Барс” Банка), а председатель наблюдательного совета “АББ” Роберт Мусин является также и председателем НС “Зенита”. Что происходит - “борьба нанайских мальчиков”? И да, и нет.

Конечно, “Татнефть” (читай, правительство Татарстана) заинтересована в том, чтобы под ее контролем сформировался один из крупнейших в России банков, ведь на сегодняшний день “Зенит” и “АББ” занимают, соответственно, 18-е и 28-е место по активам при примерно равном капитале банков. До недавнего времени казалось, что и “Зенит” видит выгоду в слиянии, имея в виду эффективное использование разветвленной филиальной сети “Ак Барс” Банка в Татарстане. Разумеется, были и противоречия, например, по поводу того, где должна размещаться штаб-квартира новообразованного банка - в Москве или в Казани, кто возглавит его правление и тому подобное. Однако при всей важности этих вопросов, они не были по-настоящему принципиальными с точки зрения эффективности бизнеса и уж во всяком случае относились к категории “решаемых” (как решился, например, втихую вопрос о главе “АББ” г-не Идрисове - то ли он руководит, то ли не он, кто знает, кроме посвященных?)

На самом деле все изменилось, как представляется, буквально за последнюю пару недель, после того как Центробанк РФ принял решение об отмене ограничений для иностранных банков на владение более чем 12% акций российских банков, а аналитики активно заговорили о том, что некоторые западные фонды начали проявлять интерес к нашим банкам. Как пояснил в интервью “Ведомостям” глава рейтингового агентства “РусРейтинг” Ричард Хейнсворт, инвесторы рассчитывают приобрести долю в каком-нибудь заметном российском банке, дождаться его IPO (первичного размещения акций на бирже), после чего продать акции дороже. По словам г-на Хейнсворта, “Зенит” вполне заслуживает внимания подобных инвесторов. Возможен, однако, и неспекулятивный вариант - стратегического инвестирования с прицелом на потенциал российского рынка. “Зенит” и в этом смысле достаточно привлекателен, а если заполучит иностранного акционера, то станет еще привлекательнее как по капиталу, так и по имиджу.

По-видимому, такого рода перспективы, в том числе и возможность более простого доступа к ресурсам иностранного совладельца, представляются более заманчивыми, чем филиальная сеть в Татарстане, как менеджменту “Зенита”, так и, например, председателю совета директоров экспортоориентированного ОАО “Новолипецкий металлургический комбинат” Владимиру Лисину (ОАО “НМК” владеет 20% акций “Зенита”).

Окончание.

Начало - на 1-й странице

Замечу при этом, что “Татнефть” также кует свои основные прибыли отнюдь не на российских или татарстанских просторах, и объективно, с точки зрения бизнеса, а не политики, не должна бы так уж сильно противиться блокировке соглашения о слиянии банков на упомянутом собрании акционеров.

Другое дело, что политика в Татарстане по стародавней традиции превалирует над экономикой, и нет сомнений, что представители “Татнефти” проголосуют за слияние. Так как решение, согласно уставу банка “Зенит”, должно приниматься квалифицированным большинством голосов, г-н Лисин и его команда смогут порушить дело при одном условии - если ОАО “НМК” поддержат другие совладельцы “Зенита”, такие, как ОАО “Корус-Холдинг“ (6,7% акций), SGI ENTERPRISES LIMITED (6,7%) и SELEСT ENERGY TRADING (0,89) или хотя бы один из первых двух перечисленных. Разумеется, многое будет зависеть от того, сумеет ли менеджмент “Зенита” предоставить к собранию акционеров убедительные доказательства того, что ведущиеся им сейчас поиски солидного западного фонда, готового войти в капитал банка, увенчались (или вот-вот увенчаются) успехом.

Возникает вопрос: а чем хуже, если банки сначала объединятся, а потом новый, ставший по своим финансовым показателям одним из десяти крупнейших в России, займется поиском солидного иноинвестора? Формально - ничем не хуже, даже наоборот. Кажется, что менеджмент “Зенита” и часть акционеров банка опасаются не столько чисто экономической составляющей объединения, хотя и здесь есть вопросы - весьма разнородные банки, сколько политико-экономической, то есть слишком отчетливого акцента в деятельности новообразованного банка на сугубо татарстанские интересы.

В этом контексте задача у властей Татарстана проста - убедить сомневающихся в том, что они будут безусловно руководствоваться афоризмом “политика - политикой, а торговля - торговлей”.

28
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии