Время и Деньги
21.05.2006 Культура

Страсти вокруг “Саги”

В день открытия фестиваля “Золотой Минбар” в рамках конкурсного просмотра был показан фильм “Сага о Волжской Булгарии” Булата Мансурова, который татарстанцы ждали много лет. Почему съемки фильма так надолго затянулись? С этого вопроса началась беседа с режиссером картины.

- Причина была в отсутствии финансирования. На картину было запланировано в 1994 году более 2 миллиардов рублей, по тем временам это было два миллиона долларов. Мы получили вначеле реально 100000 рублей. Причем это были деньги не татарстанские, а российские, направленные на создание татарстанского национального кинематографа. Меня обманывали и мне морочили голову, что денег нет, и мы полтора года сидели, ждали. Построили декорации, и их завалило снегом. Что было в реальности? Мне надо на год, предположим, 15 миллионов, а выделяют восемь миллионов, в реальности я получаю два. А шесть миллионов опять куда-то исчезают. А что такое недостающие шесть миллионов? Это шесть месяцев простоя.

- Булат Багаутдинович, как же все-таки удалось сделать фильм?

- Я его сделал благодаря оргкомитету по празднованию 2000-летия христианства, республикам Казахстан, Кыргызстан и Египту. Татарстан прекратил фиксирование во время дефолта. Мы переживали тяжелые времена, группа вся разбежалась, потом пришлось набирать новую. Как говорил в свое время Михаил Ромм, “месяц простоя - это как год тюрьмы”. А мы простаивали по полтора-два года. Из десяти лет мы нормально работали три года. И за это время мы сняли семь огромных фильмов исторической киноэпопеи - с декорациями, батальными и этнографическими сценами и так далее. Для примера, на одну серию “Кочевника” в Казахстане было выделено 35 миллионов долларов. И это правильно, фильмы надо финансировать.

- Кому принадлежит идея представить фильм на “Золотой Минбар”?

- Никакой идеи от меня не исходило. Мне просто позвонили от президента фестиваля муфтия Равиля Гайнутдина, он в прошлом году видел фильм в концертном зале “Россия”, и передали его пожелание, чтобы картина участвовала. Я согласился. Я сказал, что хочу, чтобы одна картина участвовала в конкурсе, а другую просто показали зрителю Татарстана, который получал о съемках киноэпопеи искаженную информацию. Я хочу, чтобы публика высказала свое мнение о картине.

- Как вы считаете, каковы шансы “Саги “ на победу в “Золотом Минбаре”?

- Я никогда об этом не думал и не думаю сейчас. Самая большая награда для меня то, что картину увидит зритель.

- Как вы полагаете, насколько реально создать в Татарстане свое игровое кино?

- Пока базы нет, если сейчас начнут строить “Татарфильм”, пройдет минимум 3-4 года. Потом надо будет вложить не менее пяти миллионов долларов на постановку хорошей картины.

- Вы планируете еще сотрудничать с Татарстаном, или вы на нас обиделись?

- На народ нельзя обижаться. Зачем?..

- Чем вы сейчас занимаетесь?

- Заканчиваю седьмой фильм “Саги о Волжской Булгарии”, потом приступаю к съемкам художественного фильма о Сергее Эйзенштейне, это совместная работа с Францией, Мексикой и Америкой.

Конечно, отсутствие финансирования - серьезная проблема, и претензии Булата Мансурова можно понять. Но есть претензии и у противоположной стороны. Но сейчас, когда фильм вышел, наверное, стоит забыть взаимные обиды и дать слово зрителю, именно он может по достоинству оценить произведение искусства.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии