Время и Деньги
25.05.2006 Культура

Станет ли Казань “восточными Каннами”?

В Казани завершился Второй международный фестиваль мусульманского кино “Золотой Минбар”.

На полуторачасовой торжественной церемонии в “Пирамиде” были названы победители кинофорума. Как это принято в таких случаях, награждение призеров перемежалось выступлениями артистов.

Высшая награда фестиваля за лучший игровой фильм уехала в Иран, ее получила лента кинематографистов этой страны “Слеза холода”. Фильм режиссера Азизоллы Хамиднезаде рассказывает историю профессионального сапера и курдской девушки, которая пасет овец в конфликтной зоне Курдистана. Хамиднезаде был также признан лучшим режиссером. Исполнительница роли главной героини Голшифтех Фарахани получила приз за лучшее исполнение женской роли. Таким образом, иранские кинематографисты увезли с собой три “Золотых Минбара”.

Лучшим актером-мужчиной был признан Толеген Куанышев, исполнивший главную роль в ленте казахских кинематографистов “Степной экспресс”.

Лучшим сценарием неигрового кино признана работа Андрея Шелкова и Равиля Бухараева в российском фильме “Цвета эпохи перемен”. Лучшим неигровым фильмом стала лента афганских кинематографистов “Территория Памир”. Главный приз в номинации “анимационное кино” получил российский мультфильм “Аль-Фатиха”, где звучит одна из сур Корана.

Лучшим сценарием игрового кино признана драматургическая основа фильма “Степной экспресс”, авторы - Одельша Агишев и Хуад Ахметов.

Что касается специальных призов, то они распределились следующим образом. Приза Президента РТ “За гуманизм в киноискусстве” была удостоена лента киргизских кинематографистов “Сундук предков”. Приз “За вклад в дело исламского просвещения” получили авторы фильма “Цифровая точность в Коране”. Лента великобританского режиссера Майкла Уинтерботта “Дорога в Гуантанамо” была удостоена приза “За поиск новых форм в киноискусстве”. Кроме этого председатель Совета муфтиев РФ, президент “Золотого Минбара” шейх Равиль Гайнутдин вручил приз “За вклад в киноискусство” режиссеру Вадиму Абдрашитову, бывшему председателем жюри “Золотого Минбара”.

В целом решение жюри так, а не иначе, распределившего награды, не вызывает кривотолков за исключением одного момента. Имя Одельши Агишева, бывшего председателем отборочной комиссии “Золотого Минбара”, которое мы видим в списке награжденных, и награждение специальным призом председателя жюри, наверное, не самое лучшее решение уважаемой комиссии. Но дело сделано, и оставим все на совести жюри.

Если же сравнивать прошлогодний и нынешний фестивали, то заметен качественный рост кинофорума - и программа стала более разнообразной жанрово, и качество представленных фильмов. Ну а перенос просмотров из зала Дворца химиков в кинотеатры “Сувар-Плазы”, как уже говорилось, придало фестивалю европейский лоск.

Конечно, было не без проблем. Например, хотелось бы видеть в числе гостей “Золотого Минбара” действительно известных и популярных артистов, а не тех, кто уже много лет почивает на лаврах. Появление Бориса Химичева и Бориса Хмельницкого на церемонии открытия, равно как и Любови Кондулайнен на закрытии форума, не вызывает ничего, кроме недоумения. А ведь почетные гости - это показатель престижности фестиваля в киномире.

Вообще же, наш фестиваль занял нишу, которая была свободной - мусульманское кино как явление искусства интересно, глубоко и в современном мире, раздираемом противоречиями, может послужить благородной цели.

“Фестиваль чрезвычайно демократический, не подлежит, по крайней мере, на сегодня, никаким влияниям и тенденциям, в том числе и политическим, слава Богу. Спектр художественных и документальных картин, представленных на нем, был достаточно широк. А когда это так, то, безусловно, как и всегда, существуют картины сильные, существуют картины менее удачные, так что картины - разные. Мы, как жюри, отдавали предпочтение картинам, сделанным на достаточно высоком художественном уровне”, - поделился впечатлениями от “Золотого Минбара” Вадим Абдрашитов.

Еще один плюс “Золотого Минбара” - его хозяевам рано или поздно захочется увидеть в числе призеров собственные киноленты, а посему вопрос с созданием “Татаркино” может начать решаться гораздо быстрее, чем это было до сего дня.

Трудное, хлопотное дело - проведение международного кинофестиваля, но выигрыш налицо. Казань сейчас стремится стать “восточными Каннами”. Звучит фантастически, но вдруг получится?..
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии