Мы оплакиваем Казань, как Трою
02.10.2003 Общество

Мы оплакиваем Казань, как Трою

Рудольф Бренинг, музыкант, композитор, представитель династии, которая живет в Казани почти два века: “Горожане уже устали говорить, что лицо нашего города беспощадно стирается. Улица Кирова превратилась в руины, Свердлова по сути исчезла с лица земли. Но разве кто-то из городских чиновников обращает на это внимание? Город окружен удручающими “спальными районами”, которые угнетающе действуют на горожан, но с ними приходится мириться, потому что они многим помогли решить жилищную проблему. И вот теперь уже и центр заполонили новостройки. Архитектурный стиль многих новых особняков непонятен, да и существует ли он вообще? Конечно, люди привыкают ко всему, но мне кажется, к такой безвкусице привыкать не следует”.Стелла Писарева, директор музея истории КГУ: “Я отношусь к новым постройкам в центре Казани резко отрицательно. Иногда смотришь на то, что происходит с нашим городом, и думаешь: а есть ли вообще в Казани главный архитектор? Лицо нашего старого, своеобразного города утрачено, скоро наступит время, когда буквально не на что будет бросить взгляд. Что напишут через сто лет о нашей Казани историки архитектуры? Думаю, что нечто нелицеприятное”.

Розалина Шагеева, искусствовед: “Контрасты Казани сейчас страшны - с одной стороны, элитные особняки, с другой - целые разрушенные улицы, где обитают только крысы и бомжи. Эти небольшие, каждый по-своему декорированные особняки, которыми так славился наш город, исчезли в большинстве своем. Мы должны оплакивать их, как утерянную Трою. Казань, в которой мы выросли, потеряла свою эмоциональную природу. Более того, в архитектуре города исчез его национальный колорит. Я вижу в ситуации только потери и ни одного приобретения”.

А вот мнение, которое высказали молодые казанские архитекторы:

Ильнар АхтЯмов: “Улица Тельмана в последнее время была единственной, где еще сохранились памятники деревянного зодчества, как только их снесли и построили новые особняки, она потеряла свою уникальность. То же самое произошло и со Щапова, где появились страшные кирпичные “монстры”. Но можно привести и положительные примеры: особняк на Малой Красной, фотография которого была в вашей газете, с точки зрения профессионалов, выполнен хорошо, но место для его постройки было выбрано неудачно. Или красивый дом на набережной Казанки давит на окружающий его пейзаж. Раньше с Ленинской дамбы открывался изумительный вид, сейчас здесь доминируют новостройки, из-за которых потерялись силуэты церквей”.

Диляра Загидуллина: “В нашей архитектуре наблюдается не очень хорошая тенденция - возвращение к средневековью”.

Как видите, мнения “просто горожан” и профессионалов практически не расходятся. То, что нам предлагают наши зодчие в качестве возмещения морального ущерба за утраченную неповторимость города, к “застывшей музыке” не имеет никакого отношения. Пока на наших страницах в обсуждении проблемы утраты старой Казани высказывались неофициальные мнения. Думаем, что настал черед прояснить свою позицию тем, кто несет за это ответственность - главному архитектору города, председателю Союза архитекторов, одновременно являющемуся начальником Управления службы городского дизайна. Мы ждем их ответов.

6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии