Время и Деньги
02.02.2006 Политика

Правые возвращаются к истокам

Как отмечают наблюдатели, партийная жизнь в стране кипит ближе к центру и левому краю. Справа - удручающее отсутствие свежих идей и внятных предложений. Провозглашенные правыми лозунги, под флагом которых проводились реформы в стране, значительной части населения оказались не близки.

Кричащее неравенство и неуверенность в завтрашнем дне затмили все демократические завоевания. В итоге - потеря голосов на выборах, разброд и шатание в рядах. Очередную попытку выйти из политической тени Союз правых сил (СПС) предпринимает сейчас - за год до выборов в Госдуму. Вопреки сложившейся практике катализатором процесса выступили регионалы - татарстанское отделение СПС предложило соратникам собственный вариант программы партии, который наряду с “московскими” обсуждался на прошлой неделе на очередном съезде. Окончательного решения еще не принято, а татарстанцы уже перешли от стратегии к тактике. В понедельник на местном политсовете обсуждалось обращение к отделениям других партий об установлении прозрачных правил ведения предстоящей избирательной кампании.

О текущих делах СПС и его перспективах на будущее мы расспросили председателя регионального отделения партии Александра Никитича ТАРКАЕВА.

- Александр Никитич, заместитель председателя федерального политсовета СПС Леонид Гозман заявил недавно, что СПС должнен стать не партией класса, а партией идеологии. Значит ли это, что в обществе так и не сформировалась определенная социальная группа, которая считает вас выразителем ее интересов?

- Проблема не в том, что нет этого класса. Дело в том, что на текущий момент мы ничего нового людям не предложили. Не сформулирована задача, которая бы нас объединила для дальнейших совместных действий. Все концептуальные вещи, заявленные когда-то правыми, в той или иной мере реализованы на практике. Частная собственность, свобода СМИ - сейчас это стало “общим местом”. Вопрос в том, что делать дальше.

- Программа, с которой вышло к соратникам по партии татарстанское региональное отделение СПС, это и есть попытка найти новые подходы?

- Мы попытались переосмыслить: а что такое правая партия, какие ценности она отстаивает. Ведь в России последние годы многое было поставлено с ног на голову: левые у нас вдруг стали почвенниками и патриотами. На самом же деле именно правые всегда были приверженцами традиционных ценностей, выразителями консервативных убеждений. Я считаю, что было бы правильно переименовать СПС в Российскую партию справедливости. Справедливость - базовая ценность для России, но в нашей партии, к сожалению, прежде этого как будто не замечали.

В нашем варианте программы мы говорим: да, мы за национальный эгоизм. Вообще, это больная тема для либералов. Кто-то полагает, что нужно следовать “в русле мирового сообщества”. Я этого категорически не приемлю. Посмотрите, наша страна сегодня ослаблена, мы в какой-то степени находимся в обороне к миру, который находится в процессе дележки природных ресурсов. Национальный эгоизм - это единственная позиция, позволяющая защищать интересы России. Из этого посыла следует выдвигаемое нами понятие “патриотического капитализма”, когда крупными собственниками в стране должны быть граждане России.

- О национальных интересах говорят сейчас все партии, так что здесь сложно сказать что-либо неординарное. В чем, например, ваша позиция не совпадает с позицией той же “Единой России”?

- Я бы отметил, что мы - оппозиция внутрисистемная, мы не отрицаем сложившейся государственности как таковой. А расхождение с “Единой Россией” у нас по принципиальному вопросу - роли государства в экономике и общественной жизни. Вмешательство государства должно быть минимальным, носить регулятивный характер. Всевластие чиновников приводит к нарастанию коррупции, борьбу с которой мы намерены объявить свой первоочередной задачей на предстоящий период.

Мы полагаем, что нельзя осуществлять государственные инвестиции, способствующие “распиливанию” бюджетных средств. Мы против существования государственных СМИ. А те, которые получают дотации из государства, должны контролироваться чем-то вроде общественного совета. Не должно быть оболванивания налогоплательщиков за счет их же средств. По нашему мнению, не нужно было выдвигать в виде национальных проектов то, что государство и так должно было осуществлять в социальной сфере. Можно было бы заявить один нацпроект по Сибири, из которой Россия черпает все богатства и которая уже обезлюдела. В конце концов, она может просто оказаться в чужих руках. Поэтому необходимо всячески стимулировать этот регион, в первую очередь, отменив все налоги, кроме НДПИ.

- В чем принципиально расходятся ваша программа и две другие, предложенные вашими соратниками? При обсуждении на съезде не возникло перспективы раскола партии?

- В общем, принципиальных расхождений нет. На мой взгляд, альтернативные программы рыхлые и невнятные. Мы же пытались конкретизировать наши дальнейшие шаги, обозначить проблемы, которые должны решить. Съезд в итоге решил принять за основу все три программы, определив полуторамесячный срок на доработку проекта. Раскола, думаю, не будет, поскольку около 40% голосов на съезде мы собрали. Кроме того, возможен определенный компромисс. Но в республике региональное отделение настроено жестко отстаивать свои принципы.

- А каковы планы татарстанских правых на предвыборный период?

- Мы намерены участвовать и в выборах в Госдуму 2007 года, и в выборах в местный парламент 2008 года. Я бы оценил нашу планку на уровне 20%, поскольку наша “группа поддержки” составляет 20-25% электората. Наша цель на выборах в Госсовет Татарстана - стать второй по численности фракцией.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии