Время и Деньги
12.03.2009 Бизнес

Парадоксы обувного индпошива

Всю жизнь мы проводим либо в постели, либо в обуви. Понятно, насколько от удобства, ощущения комфорта и в том, и в другом зависит наше настроение и самочувствие. Но если купить ортопедический матрас, который повторяет все контуры тела, сегодня не проблема, то найти пару обуви, идеально соответствующую особенностям вашей стопы или вашим эстетическим предпочтениям, в силу которых вам не подходит ассортимент обувных магазинов, - увы... Но, оказывается, все же возможно, даже в условиях Казани.

Индивидуальный пошив обуви в Казани был и есть. Но развитие его идет в ключе, понятном лишь жителю постсоветского пространства. В экономике нашей страны много парадоксов с точки зрения теории. Индпошив - один из них.

Еще до перестройки в городе работало крупное предприятие по индивидуальному пошиву обуви “Оста” - более 200 сотрудников, очереди клиентов. Во времена дефицита и поездок в Москву за импортной обувью “Оста” была очень популярна среди казанцев и составляла серьезную конкуренцию массовым производителям. Но с открытием границ потребитель узнал продукцию импортную и предпочтение начал отдавать ей. “Оста” должна была быстро приспособиться к рынку, обновить модели, но сделать этого не смогла, потому что любые переоборудования требуют инвестиций. Фабрика же средств не только не накопила, но и наоборот - из-за больших налогов запуталась в долгах. В результате в 1999 году на “Осте” инициированы процедуры банкротства.

Владимир Шевелев, арбитражный управляющий, который работал с “Остой”, вспоминает, что начатая процедура внешнего управления давала фабрике шанс выжить:

- Мы стали модели менять, новые колодки закупили, привлекли современных специалистов, которые чувствуют рынок. Дело у нас начало немного двигаться, и даже объемы росли. Больше года мы эти попытки проводили. Но тут очень резко, неправильно повел себя бывший инвестор этой фабрики. Он все время за нее долги оплачивал, и предполагалось, что он заберет часть недвижимости в счет этих долгов. Он же начал неожиданно предъявлять претензии по долгам. Как выяснилось, и все здание к началу процедур переоформил на себя. Внешнее управление пришлось свернуть и перейти на конкурсное производство (т.е. ликвидацию).

От “Осты” на сегодняшний день остались два небольших предприятия. Первое - “Оста и К”, располагающееся в том же здании на Московском рынке. Его образовали бывшие сотрудники, которым продали часть станков в счет долга по зарплате. Второе - “Салон модельной обуви” на ул. Сыртлановой. Здесь в 1987 году открылся участок пошива молодежной обуви и унтов. А в 1992 году, когда “Оста” стала несостоятельной, филиал приватизировался и отделился.

Кроме указанных выше предприятий обувь по индивидуальным меркам шьют ООО “Читек”, ООО “Милена “ и ООО “Сервис Дизайн”. Профильное занятие это лишь для “Сервис Дизайна”. “Милена” совмещает его с серийным производством, а все остальные - с ремонтом.

Среди названных производителей видимы существенные различия. Оптимизма в разговоре с теми, кто пошив совмещает с ремонтом, не ощущается. Живут они преимущественно за счет ремонта, и заказов на пошив получают все меньше и меньше. Да и дизайн моделей привередливых модниц не привлечет. Другая группа нельзя сказать, что процветает, но на ногах стоит уверенно, проводит рекламные кампании и планы на будущее строит оптимистичные. Своего клиента имеют все, но подход везде чувствуется разный.

Как говорят производители, основной клиент мастерских индивидуального пошива - человек, который имеет проблемы с ногами (“нестандартно” полные или худые ноги, разная полнота ног, высокий подъем, отеки, шишки и др.). Как правило, эти люди не могут подобрать себе обувь в магазинах. Свою специфику имеет “Милена” - если человеку не подходит стандартная серийная модель из фирменного магазина, он может заказать ее индивидуальный пошив. В числе клиентов “Сервис Дизайна”, напротив, все больше становится обладателей стандартных ног. По словам технолога Антона Кирсанова, популярностью пользуется создание пары обуви под конкретный костюм. Причем не только из кожи, но и из ткани. Поступают в мастерские и заказы от театров. Так, последний заказ от Качаловского театра для нового спектакля “Визит дамы” выполняли “Милена” и “Сервис Дизайн”.

Привлекает индивидуальный пошив потребителя, несомненно, индивидуальным подходом, который учитывает все физиологические особенности ног. При этом клиент участвует в выборе дизайна, получает высокое качество обуви, а также наслаждается тем особенным вниманием, которое не получишь в магазине. Немаловажный факт, что при всем этом еще есть возможность сэкономить. Разброс цен у мастерских заметный, но, в общем, цена зимних женских сапог на натуральном меху начинается от 1600 рублей. Ультрамодных моделей вы, в большинстве своем, не встретите, да и клиенты жаждут не их, а удобства, комфорта. Каждый сезон обновляет ассортиментный ряд “Милена”, и здесь немало интересных моделей. Средняя стоимость сапог - 1,5 тыс. рублей плюс наценка за индпошив около 30%. За абсолютно индивидуальный пошив, когда вы модель придумали сами или принесли приглянувшуюся картинку, возьмутся лишь в одном месте и стоить это будет от 4 до 6 тыс. рублей. И все равно это может быть дешевле, чем в ином магазине.

Такие ограничения по цене обусловливаются не в последнюю очередь тем, что сегодня клиент мастерских индпошива - это пенсионер или человек среднего возраста, у которого возрастные деформации ног. Для них и невозможно установить высокие цены. И руководители этих предприятий все как один жалуются, что продают слишком близко к себестоимости.

Гасима Шарафутдинова, директор “Салона модельной обуви”, говорит, что завершение года с незначительной и даже нулевой прибылью будет удачей. И так острая конкуренция испытывается со стороны вездесущего китайского производителя. А поскольку клиент у нас все-таки не избалован и нередко комфортом жертвует в пользу низкой цены, то как же поднимать цены индпошива? Обувные комплектующие стоят дорого. Для создания одной пары требуются не менее 30 наименований материалов и 7-8 видов клеев. А инфраструктуры для развития обувной промышленности практически не осталось. За колодками, кожей, фурнитурой приходится ездить в Москву и даже Турцию. Именно этим и объясняется ограниченность модельного ряда мастерских. И только возможность самостоятельного производства колодок (как у “Сервис Дизайна”) позволяет не зависеть настолько от поставок.

Повторюсь, что все выше сказанное очевидно и понятно российскому человеку. Но не иностранцу. Почему ручной труд заставляет бедствовать? Ведь во всем мире трудоемкий процесс - самый дорогой, а продукт ручной работы заносится в разряд элитных. За рубежом возможность пошить обувь исключительно по ноге тоже не массовая. Но лишь потому, что доступна очень богатым людям. Модели их чаще всего действительно очень просты и скромны, но клиент платит не за внешний вид, а за то, как обувь произведена. А знающий человек сможет оценить.

Например, обувь французской фирмы J. M. Weston заказывают и покупают аристократы, политики, бизнесмены и кинозвезды. Ботинки этой компании носит Брюс Уиллис. Жак Ширак заказал 40 пар одинаковых черных туфель для официальных мероприятий. Самая дешевая пара стоит 550 евро, а верхний уровень цен определить довольно сложно: обувь, пошитая по индивидуальному заказу, может стоить несколько тысяч. Поскольку фирма работает с постоянными клиентами, их “ножные досье” хранятся в компьютере. Колодки, по которым делают обувь, имеют индивидуальные номера, а на паре, сделанной на заказ, обязательно нанесено имя владельца (естественно, с внутренней стороны).

Самая известная в мире английская компания John Lobb с 1829 года шьет обувь для большинства европейских королевских дворов. Бывший президент Джон Кеннеди при всем свойственном американцам патриотизме шил себе обувь у этого шумейкера. А вот Уинстон Черчилль уважал мастерство семьи своих земляков, сапожников Cleaverly. Другая английская фирма Poulsen & Scone с 1865 г. поставляла шлепанцы для одной из самых элитарных школ Англии - Итона.

Может быть нашим производителям не хватает смелости заявить о себе должным образом и выйти на совершенно иной качественный уровень? Ведь, как вы лодку назовете, так она и поплывет. Что если набрать кредиты и выйти на качественно совершенно иной уровень, на иного клиента? Шить обувь для республиканской элиты, которая сама потом создаст рекламу. Обратиться к городским модницам с экранов телевизоров и со страниц модных журналов с безапелляционным утверждением, что только индпошив выразит вашу индивидуальность. Но производители говорят, что и они сами, и клиент еще пока не готовы переориентироваться на индпошив.

Игорь Андреев, генеральный директор ООО “Милена”:

- Прокормить предприятие одним индпошивом не получится. Пока что мы выпускаем одну такую пару в день, а весь коллектив должен быть обеспечен стабильной работой. Для выпуска очень дорогой обуви для притязательного клиента требуются классные специалисты. А их нет. Кроме людей нужны материалы - подошвы, колодки, кожи. Нужна инфраструктура обувной промышленности. А для шитья каждой модели нужно будет выезжать туда, где она есть.

Отсутствие кадров как проблему развития видит и Василий Тарасов, директор ООО “Оста и К”. По его мнению, в тех немногих местах, где еще ведется подготовка обувных мастеров, учеников ориентируют на ремонт, а не на пошив. А вот Гасима Шарафутдинова считает, что развитию индпошива мешает перепроизводство обуви, в том числе и очень дешевой. Антон Кирсанов считает, что прежде чем активизироваться в направлении привлечения новых клиентов, ему следует серьезно изменить свое предприятие:

- Пойдут люди, значит, нужны работники и прочее. А у нас еще есть узкие места в производстве, в технологических процессах. С ростом числа заказов сложнее будет уследить за качеством. Другой сложный момент - процесс принятия заказа. Он должен проходить быстро, иметь определенный стандарт, чтобы мы могли принимать большое количество заказов. Люди придумывают модель, но в обуви они не разбираются. И им нужно объяснить, что технологии на сегодняшний день не позволяют сделать такого в принципе. Нужно все объяснить, показать производство. Должны быть очень компетентные приемщицы, которые бы сразу отвечали, что можно сделать, а что нельзя.

Отрасль это хрупкая, сложная. Ее нынешнее состояние таково, что при малейшем изменении доходов граждан она прекратит свое существование вовсе. И тогда исчезнут те скромные традиции индпошива нашего города, исчезнут мастера, техническая база. А требуется ей такой человеческий ресурс, который сможет кардинально изменить подход к индивидуальному пошиву и сбыту готовой продукции.
14
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии