Время и Деньги
16.03.2006 Политика

Бюджет со скрытым профицитом. Зло или благо?

Вчерашнее двадцать шестое заседание Госсовета РТ начиналось празднично, с новоселья, ведь оно прошло в парламентском центре, расположившемся в новом и в частично отремонтированном старом зданиях Госсовета.

Впрочем, о парламентом центре - разговор отдельный (см. ниже). А сейчас - о парламентских буднях. В повестке дня заседания первоначально значилось 78 вопросов. Некоторые из них, например, обсуждение проектов законов "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О культуре" (в третьем чтении), "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Татарстан о статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан" (во втором чтении) были сняты с обсуждения. Но депутаты предложили несколько дополнительных пунктов, и повестка дня расширилась до 85 вопросов.

Главным из них, разумеется, стало рассмотрение бюджета республики на 2007 год. Обсуждение этого документа было долгим и бурным, длилось почти пять часов, возможно, потому, что парламентские слушания по нему оказались "скоростными" и депутаты не смогли толком высказаться. Потому-то и плоды строгих расчетов, и бурные эмоции выплеснулись уже на сессии.

Но прежде чем приступить к бюджету, депутаты работали с тремя другими законопроектами. В первом чтении был принят законопроект "О внесении изменений в Закон "О ветеринарном деле Республики Татарстан", он был вынесен на рассмотрение повторно. Докладывал по нему вице-спикер Александр Гусев.

Радик Гайзатуллин, министр финансов, представил законопроект "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан о налоге на имущество организаций". Этим документом до 1 января 2008 года продляются льготы тем, кто ими пользовался в нынешнем году. В частности, к ним относятся садоводческие товарищества, объекты социально-культурной сферы. Для того, чтобы привлечь малый и средний бизнес в инновационную сферу, список льготников пополнят технопарки. Этот документ также принят в первом чтении.

А вот закон "О внесении изменений в Закон РТ "О транспортном налоге", который предполагал увеличение ставок налога до 4-кратного размера от ставок, установленных Налоговым кодексом РФ по всем категориям транспортных средств, за исключением легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил, был отклонен, хотя у него немало сторонников. В своих выступлениях они упирали на плохое состояние наших дорог, которые надо ремонтировать. Вложения в ремонт и строительство дорог, в сравнении с 2000 годом, сократилось в 3 раза. Зато количество ДТП на разбитых дорогах растет. В прошлом году их было 507, а за первое полугодие нынешнего года - 815. Приводить дороги в порядок можно за счет увеличения транспортного налога.

Противники закона настаивали на том, что негоже богатой республике залезать в карман к пенсионерам и сельчанам. Надо хотя бы для них предусмотреть льготы. Нашлись защитники и у предпринимателей: одни на перевозках делают деньги, другие получают убытки. И получают их именно те, кто занят социально важными перевозками. Опять-таки нужна дифференциация, о которой не подумал Кабмин при подготовке закона. С этим согласен и Фарид Мухаметшин. Он считает, что нельзя мерить единой меркой городских и сельских автовладельцев, частников и государственный транспорт, тех, кто разъезжает на новых и на старых машинах. На его взгляд, неправильно перекладывать решение дорожных проблем на плечи частных автовладельцев, ведь это - задача государственная. Тем более, что сумма, которая запланирована от получения повышенной ставки транспортного налога, не сыграет особой роли в бюджете. Об этом он сообщил во время пресс-конференции.

Но вернемся к бюджету, который был принят после длительных дебатов. Напоминаем, что рассчитывался он на основе таких показателей социально-экономического развития: рост валового регионального продукта к 2006 году - 6,7 %, промышленного производства - на 7,5%, фонда заработной платы - на 15,6%, реальных денежных доходов населения - на 9,7%, экспортной цены на нефть -$57 за баррель.

По доходам бюджет утвержден в размере 53 697 278,7 тысячи рублей, по расходам - в сумме 56 214 359,8 тысячи рублей. Предельный дефицит бюджета установлен в 2 517 081,1 тысячи рублей.

Но и вице-премьер - министр экономики и промышленности Борис Павлов, и министр финансов Радик Гайзатуллин явно не ожидали, что на них обрушится столько вопросов. Задать вопросы и высказаться по поводу законопроекта пожелали около двух десятков парламентариев. Из-за этого пришлось даже сократить время выступлений до 5 минут. Причем выступавшие делились на две когорты. Первая считала неправедно обделенной какую-то сферу деятельности и предлагала увеличить ее финансирование в бюджете. Так, депутат Ленар Абдуллин говорил о необходимости увеличить финансирование экологического образования, выделить деньги на реконструкцию Казанского зооботсада. Кроме того, он предложил оптимизировать Экофонд, где аппарат 130 человек, 22 машины, на содержание которых уходит 30 млн рублей. По мнению депутата, Эконофонд нужно объединить с Министерством экологии.

Индус Тагиров в своем выступлении предложил вдвое увеличить финансирование науки. Чингис Махмутов считает необходимым заложить в бюджет средства на жилье для детей-сирот, Хафиз Миргалимов - увеличить на 10 процентов финансирование здравоохранения и выделить деньги на реконструкцию музея Ленина в Казани.

Другая же группа подходила к проблеме глобально. Они ставили под сомнение качество подготовки бюджета. Депутат Александр Таркаев продемонстрировал это наглядно: показал залу две брошюры: одна - скромного объема - бюджет-2007 вместе со всеми его обоснованиями и приложениями, другая - пухлая - поправки, которые вносятся сейчас в бюджет 2006 года. Причем это явно не последние поправки, такие же пакеты, как правило, появляются еще в декабре и марте.

Александр Никитич предложил задуматься над тем, куда вкладываются бюджетные деньги. Сейчас большие вложения идут в строительство, но ведь в трудные девяностые обилие построек не спасло предприятия, полагаться на убывающую нефть и ее переработку тоже опрометчиво. Надо восстанавливать авиапромышленность, поднимать высокие технологии, чтобы снова выстроить нормальную экономику.

Его тезка Александр Штанин также полагает, что практика показывает: бюджет всегда принимается пессимистический, сейчас он предлагается как минимум с 25-процентным запасом. На его взгляд, этот запас делается для того, чтобы исполнительная власть другими способами могла регулировать бюджетные отношения. В этом бюджете не заложены условия дальнейшего развития, возможности выплаты долга, в частности перед жителями по недоремонту жилья. Александр Васильевич предложил принять этот документ в нулевом чтении и отдать на доработку, "чтобы разработчики представили реальный бюджет, который бы держал систему исполнительной власти в напряжении и не оставлял времени для других вещей, для зарабатывания денег на этом бюджете".

То, что на самом деле бюджет скроен с профицитом, косвенно подтвердил на пресс-конференции и Фарид Мухаметшин. Но он беды в этом не видит. В целом Мухаметшин документом доволен и считает, что больших претензий к бюджету быть не должно. Даже если обвалятся цены на нефть, республика не пропадет. Дефицит, заложенный в проекте бюджета этого года, - подстраховка на такой случай. Кроме того, республике гарантированы дополнительные вливания для реализации приоритетных национальных проектов. К тому же активно развивается налоговая база республики. Все это позволит сохранить социальную направленность бюджета.

Кстати, ростом расходов на социальную сферу при уменьшении капитальных расходов также были недовольны некоторые депутаты: "это не бюджет развития".

В итоге "за" проголосовали 74 депутата, "против" - 5. До 25 октября депутаты будут вносить поправки для подготовки документа ко второму чтению.

К сожалению, парламентарии не уложились в регламент и на момент подписания газеты в печать дебаты по другим вопросам повестки дня все еще шли. Об итогах сессии мы расскажем в следующем номере.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии