Время и Деньги

Судья ушел от правосудия

Татарстанская прокуратура прекратила уголовное преследование бывшего судьи Ново-Савиновского района Казани Эмиля Ганеева.

Как уже сообщал “ВиД”, Эмиль Ганеев обвинялся в вынесении заведомо неправосудных решений, имевших отношение к автомобильной афере, основанной на соглашении о едином таможенном пространстве России и Белоруссии.

Как известно, растаможка ввозимых в Россию иномарок обходится их владельцу едва ли не в стоимость еще одного автомобиля. В то же время ввоз иномарок в Белоруссию стоит в десятки раз дешевле. Этим и воспользовались белорусские и российские аферисты.

Сначала они находили в Беларуси подставных покупателей автомобилей, которые за символическую плату предоставляли аферистам свои паспортные данные. Затем на их имя за рубежом приобретались дорогие иномарки и фиктивно растамаживались. В таможенных декларациях перевозчиками указывалось, что транспортные средства следуют транзитом в Беларусь, в то время как фактически они доставлялись в Москву и другие российские города. После растаможки оформлялись документы, согласно которым автомобили якобы продавались жителям Казани.

Используя поддельную доверенность от имени подставных казанцев, аферисты обращались в казанскую таможню с требованием выдать им удостоверение ввоза автомобиля и ПТС. Получив официальный отказ (соглашение о едином таможенном пространстве предусматривает беспошлинный ввоз товаров, происходящих из Беларуси, но не третьих стран), они подавали на таможню исковые заявления в суд.

После этого некоторые казанские судьи обязывали таможню оформлять необходимые документы, что таможенники и делали, без какого-либо таможенного оформления выдавая официальные документы подставным лицам. Автомобили также по поддельным документам реализовывались через автосалоны Москвы. Всего, по мнению следователей, в 2000 году “через Казань” в Россию было доставлено 262 иномарки.

Выйти на след группы удалось, когда подставных владельцев иномарок стали вызывать в налоговую инспекцию, чтобы взыскать неуплаченные ими налоги за автомобили. После этого все незаконные судебные решения были отменены. Кроме того, был наложен запрет на совершение регистрационных действий с автомобилями, а их добропорядочные владельцы столкнулись с необходимостью таможенного оформления иномарок за свой счет.

Понятно, что ключевым звеном в так называемой “белорусской схеме” были незаконные решения судей, обязывавших таможню выдавать документы на автомобили. Одним из них, по версии правоохранительных органов, и был судья Ново-Савиновского района Эмиль Ганеев. С сентября по октябрь 2000 года он вынес 43 неправосудных решения, благодаря которым были выданы документы на 43 иномарки.

Узнав об этом, в конце 2001 года квалификационная коллегия судей Татарстана проголосовала за досрочное прекращение полномочий Эмиля Ганеева, мотивировав свое решение тем, что коллега совершил поступки, позорящие честь и достоинство судьи и умаляющие авторитет судебной власти. После этого Генпрокуратура возбудила против Ганеева уголовное дело по статье “вынесение заведомо неправосудного решения”.

Разбирая вынесенные Ганеевым решения, сотрудники прокуратуры обнаружили вопиющие нарушения законодательства. Так, гражданские дела возбуждались им по обращениям подставных лиц. Причем даже с первого взгляда становилось ясно, что жалобы выполнены одним и тем же почерком. Более того, все дела судья рассмотрел в отсутствии заявителей. По двум из них решения были вынесены вообще без проведения судебного заседания. Хотя в них не участвовал ни представитель таможни, ни заявитель, в вынесенных Ганеевым решениях указано, что судья выслушал мнение сторон. А в протоколах некоторых заседаний указывались представители таможни, которые в ней не работали...

По подсчетам работников правоохранительных органов, в результате уклонения от уплаты таможенных платежей, которое стало возможным благодаря решениям судьи Ганеева, ущерб бюджету Российской Федерации составил более 45,6 млн рублей.

Однако, несмотря на это, на предварительном следствии Эмиль Ганеев полностью отверг все обвинения. Он сообщил, что рассматривал дела в рамках действующего процессуального и материального права. Кроме того, по существовавшей на тот период практике считалось, что раз человек один раз заплатил таможенные платежи в Белоруссии, то он уже не должен повторно платить те же таможенные платежи в России. Он также думал, что если автомашины иностранного производства ввозятся в РФ с территории Белоруссии, то значит они и происходят с ее территории. И лишь позднее слово “происходящий” стали трактовать как “произведенный”. Кроме того, даже если допустить, что он неправильно применил материальное право, в этом нет состава преступления.

Несмотря на все усилия татарстанской прокуратуры, отправить Ганеева под суд так и не удалось. Начав знакомиться с материалами уголовного дела в апреле, он затянул процедуру до октября, когда по закону истекали сроки привлечения его к уголовной ответственности. Понятно, что будучи профессиональным юристом, Ганеев мог ознакомиться со своим делом в кратчайшие сроки. После этого Ганеев написал заявление в прокуратуру о том, что не возражает против прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности.

Между тем если бы уголовное дело было направлено в суд пораньше, Ганееву вполне могло грозить до четырех лет лишения свободы.

Ганеев, кстати, вполне мог настоять на рассмотрении дела в суде, даже несмотря на истечение сроков, и попытаться доказать свою невиновность. Однако он этого не сделал, избежав суда по отнюдь не реабилитирующим основаниям.
10
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии