Время и Деньги
16.08.2006 Культура

Казанский блюз: где кончается джаз

В сознании многих наш город - важная точка на карте мирового, а тем более российского, джаза. И, на первый взгляд, с джазом в Казани все более или менее “o’k”: в клубах и барах спорадически играют импровизационную музыку, БКЗ имени С.Сайдашева на выступления джазовых музыкантов собирает аншлаги. Но так ли все гладко на самом деле?

С этим вопросом мы обратились к двум знатокам джаза - организатору фестиваля “Джазовый перекресток” и ведущему одноименной телепередачи Игорю Зисеру и “доктору джаза”, профессору Александру Маклыгину, преподающему историю джаза и импровизацию в Казанской государственной консерватории. В начинающейся сегодня серии публикаций “Весь этот джаз” мы постараемся выяснить, как живется импровизационной музыке в Казани.

- Александр Львович, сложилось устойчивое мнение, что Казань - джазовый город. Насколько это соответствует действительности?

А.М.: - В джазовой жизни Казани есть и плюсы, и минусы. Наша джазовая концертная жизнь не систематична: вспыхивают отдельные концерты, потом все замирает. Критерий “джазового” города - наличие джаз-клубов. У нас их нет, нет почвы для взращивания джазовых музыкантов в рамках концертной практики. Конечно, есть и плюсы. Несколько лет назад открылся эстрадно-джазовый факультет в университете культуры, есть и джазовая школа. Но концертная жизнь должна быть более насыщенной.

- Игорь Григорьевич, фестиваль “Джазовый перекресток” - кажется, вот уж где воспитываться и музыкантам, и слушателям, - возник по вашей инициативе?

И.З.: - Фактически - да. Фестиваль “Джазовый перекресток” проходил в Молодежном центре, где нам предоставляли зал. Мы находились под колпаком КГБ, тем не менее, клуб работал - нас поддерживал обком. Первый джазовый фестиваль прошел в 85-м году, к концу 80-х он приобрел статус международного. К нам приезжали музыканты высшего класса. Здесь находился зал - один из лучших в Союзе, кроме того, всех размещали в одной гостинице, и музыкантам удавалось много общаться, что важно и ценно на любом фестивале.

- За двадцать лет, прошедших с первого “перекрестка”, что-то изменилось?

И.З.: - За двадцать лет изменилось все: в прошлом году мы провели последний фестиваль. В этом “Джазового перекрестка” не будет. Надо заметить, что после распада Союза судьба фестиваля складывалась печально: новая власть реквизировала зал, долгое время не было ни государственной, ни спонсорской поддержки - а на кассовые сборы фестиваль провести нельзя. Лишь в 2001-м году “Джазовый перекресток” вошел в фонд десяти “золотых” мероприятий города. Но в 2005-м выяснилось, что после 1000-летия Казани денег на джаз в городской казне нет.

- Чем живут казанские джазмены помимо фестиваля?

А.М.: - У нас есть два биг-бэнда - Виктора Деринга и Анатолия Василевского, а по российским меркам это уже много. Но нет гарантии, что они будут безмятежно существовать. И если традиции Лундстрема сохраняются, то камерного джаза, в котором воспитываются солисты, почти нет. В Казани не вырастают “звезды”. Один из лучших музыкантов Сергей Баулин “выращен” не у нас, да и наши джазмены вынуждены ехать в Москву или играть легкую музыку.

- То есть кроме вашей передачи, Игорь Григорьевич, почти ничего нет...

И.З.: - И тому много причин. Аудитория разобщена, хотя существуют кружки, к примеру, в КГАСА (где, кстати, преподает Игорь Зисер. - Авт.) есть клуб любителей джаза. Но вопрос о воспитании джазовой аудитории, молодого поколения должен решаться в комплексе. Серьезная музыка нежизнеспособна без поддержки государства. Симфонические оркестры и оперные театры живут на дотации. И джаз должен развиваться под патронажем государства.

А.М.: - Джаз - не коммерческое искусство, не эстрада и не может выживать за счет сборов с концертов. И сегодня эта сверхпрофессиональная область музыки превращается в хобби. Залы будут полны, когда мы станем готовить публику, для которой посещение джазовых концертов будет нормой. Сейчас мало джазовых концертов, но и на них нет столпотворения. Приезжают звезды - и выступают при неполном зале.

И.З.: - У нас нет среднего класса. Молодежь не может позволить себе пойти вечером в джаз-клуб. Поэтому билет не должен стоить дороже 500 рублей. Конечно, со временем в ресторанном бизнесе разовьется соответствующая инфраструктура - так произошло во всем мире. Предположим, уровень обслуживания высокий, кухня хорошая, но должна быть изюминка, чтобы народ пошел именно к вам. Такой изюминкой часто является джаз. В торговом комплексе “Южный”, в кинозале, пытались проделать подобный опыт, пригласили ряд музыкантов, но билеты были слишком дорогие, и проект закончился ничем.

- В ресторане “Опера” отеля “Мираж” раз в месяц играют “музыку для толстых”. Их постоянный гость - “Джайв”, в сентябре был сейшн с австрийским трубачом Алексом Фишером. Так что ваш прогноз, кажется, начинает сбываться... Игорь Григорьевич, в одной из передач вы говорили о расслабленной джазовой походке. Так выражается отношение джазмена к миру?

И.З.: - Джаз - это стиль и музыки, и жизни, требующий умения быть расслабленным и напряженным одновременно. Требующий ощущения внутренней свободы.
20
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии