Время и Деньги
09.09.2008 Экономика

Энергосбережение без механизма

Значительное повышение цен на энергоносители, в первую очередь на газ, заявленное федеральным Правительством на ближайшую перспективу, делают проблему снижения энергоемкости и энергосбережения в российской экономике особенно актуальной. В рамках реализуемой в республике программы по энергоресурсоэффективности предусмотрены меры, стимулирующие энергосбережение на промышленных предприятиях и в учреждениях бюджетной сферы, однако они до сих пор не в полной мере подкреплены соответствующей нормативной базой.

Как отмечено в Энергетической стратегии России, принятой на период до 2020 года, на современном этапе экономика страны характеризуется высокой энергоемкостью, в два-три раза превышающей удельную энергоемкость экономики развитых стран.

Степень повышения энергетической эффективности предопределит долгосрочные перспективы развития не только энергетического сектора, но и экономики России в целом, считают разработчики стратегии. Традиционная ориентация экономики на энергоемкий рост угрожает консервацией технологической отсталости и опережающим ростом внутреннего спроса на энергоресурсы.

Формулируя цели государственной политики в этой сфере, авторы документа отмечают, что достижение стратегических ориентиров роста энергоэффективности возможно при структурной перестройке российской экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей и сферы услуг, а также при реализации потенциала технологического энергосбережения.

В этом году в Татарстане начала действовать Программа по энергоресурсоэффективности, рассчитанная на период до 2010 года. Ей предшествовала республиканская целевая программа “Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы”, реализация которой была признана успешной. За годы действия программы обеспечено снижение энергоемкости валового регионального продукта по первичным энергоносителям на 28% и электроемкость продукции промышленности на 8,9%. Сэкономлено 4 млн тонн условного топлива на сумму 7,6 млрд рублей. (Напомним, что промышленный сектор потребляет более 65% топливно-энергетических и материальных ресурсов республики.) По отраслям наибольших результатов добились в химии и нефтехимии (они и являются основными потребителями энергоресурсов в Татарстане). Так, в нефтехимии энергоемкость снижена на 35%. Только за счет административных мер (пресечение вандализма, воровства, наведение порядка в учете) более чем на 50% сократилось потребление электроэнергии в сельском хозяйстве, в то время как объемы производства сохранились прежние.

В период реализации республиканской программы крупные предприятия Татарстана вложили в энергосбережение 1,5 млрд рублей и получили 1,7 млрд рублей экономии. Полученный эффект при этом будет только нарастать, подчеркивают эксперты. Так, “Нижнекамскнефтехим” вышел на конец 2005 года в доле затрат энергии в структуре себестоимости с 23% до 17%, что признано специалистами “революционным результатом”. Подобными мероприятиями занимаются на КАМАЗе, “Казаньоргсинтезе”, в “Татнефти”.

По словам специалистов, отличие новой программы от прежней заключается в том, что ее реализация происходит в совершенно ином “правовом пространстве”. Завершенную программу начинали при 100-процентной госсобственности и определенной системе финансовых и межбюджетных отношений, которые за прошедшие годы радикальным образом трансформировались. Однако на фоне изменившейся до неузнаваемости экономической ситуации проблемы энергосбережения все так же актуальны.

В то же время, рассказывает директор Центра энергосберегающих технологий РТ Евгений Мартынов, при разработке программы до 2010 года было решено не ограничиваться собственно энергосбережением, а сформулировать поставленную задачу в более широких рамках энергоресурсоэффективности. Связано это с тем, что на смену пониманию энергетики как сопровождения технологического процесса пришло осмысление ее в качестве составной части производства и потребления. С этим связаны изменения в технологии производства, в производственных отношениях. Можно изготовить утюг весом триста граммов, сэкономив энергию и ресурсы на его производство, при этом он будет работать лучше и расходовать меньше энергии, чем двухкилограммовый, - и все за счет “умной” начинки, приводят пример специалисты. Однако для большинства предприятий это идеология завтрашнего дня, сегодня они только лишь на подступах к азам энергосбережения.

В свою очередь, государство пытается использовать собственные инструменты для побуждения производственников к рациональному использованию энергоресурсов. Были выпущены федеральный и республиканский законы, обязывающие проходить энергетические обследования те предприятия, которые потребляют более 6 тысяч условных единиц топлива в год либо свыше 1 тысячи тонн моторного топлива в год. Выпущен соответствующий приказ Кабмина РТ, рекомендующий проходить подобные обследования. Но механизм их реализации не прописан, отнесение средств на ту или иную статью не оговорено, что превращает документ, как это часто случается, в пустую декларацию.

Необходимость активного стимулирования энергосберегающих мероприятий со стороны государства тем более очевидна в бюджетной сфере, где неоправданная расточительность продолжает оставаться серьезной проблемой. Как рассказал начальник отдела энергосбережения ГУ “Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ” Рустам Хафизов, по поручению Министерства экономики и промышленности РТ его ведомством обследуются бюджетные организации на предмет выявления непроизводительных расходов при потреблении тепловой и электрической энергии. За девять месяцев текущего года обследовано 59 объектов бюджетной сферы. При этом выявленный потенциал экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) составил 5545 тонн условного топлива на сумму 16 млн 396 тысяч рублей, что составило 25% от объемов годового потребления ТЭР. Специалистами обнаружен непроизводительный расход ТЭР (от выявленного потенциала энергосбережения) в 3395,8 тонны условного топлива на сумму 7 млн 954 тысячи рублей, что составляет 17% от годового потребления ТЭР. Результаты энергетических обследований бюджетных организаций показали, что превышение фактического потребления ТЭР от нормативных значений наблюдается повсеместно и достигает 2 - 25%, а в некоторых организациях - 50% от годового потребления ТЭР.

В бюджетных организациях встречаются такие примеры бесхозяйственности, как отсутствие теплоизоляции в помещениях. “Щели в палец, и никого это не беспокоит, - возмущается Рустам Хафизов. - Это только кажется мелочью, но в год на таких мелочах можно сэкономить до 15% от потребления топливно-энергетических ресурсов”.

“Рекомендации, составляемые по результатам обследования, выполняются на 50-60%, - отмечает специалист. - При этом у нас нет рычагов, чтобы заставить исполнять эти рекомендации”. Прежде такой рычаг был - это статья в Административном кодексе РФ, предусматривающая за непроизводительный расход топливно-энергетических ресурсов административное наказание для физических лиц - в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ и для юридических лиц от 100 до 200 МРОТ. “Статья и сейчас существует, но тот орган, который мог прежде наказать виновных - Госэнергонадзор, теперь подобных функций не несет, так что этой статьей воспользоваться никто не может”, - добавляет Рустам Хафизов.

То, чего нельзя добиться “кнутом”, зачастую можно достичь с помощью “пряника”. Однако в отличие от коммерческих организаций, к которым относятся все промышленные предприятия, бюджетные организации не имеют рыночных стимулов для энергоресурсосбережения. Следовательно, для них необходимо введение дополнительных экономических стимулов повышения энергоресурсоэффективности, оформленных соответствующими нормативными правовыми актами, справедливо отмечено в республиканской программе.

В настоящее время основным инструментом управления энергосбережением на объектах бюджетной сферы является нормирование и лимитирование потребления энергоносителей. Однако система лимитирования не стимулирует снижения потребления энергоресурсов, в особенности при отсутствии приборов учета потребления энергоресурсов. Лимиты устанавливаются на основе данных потребления за последние три года и при отсутствии приборного учета энергоносителей часто значительно завышены. С целью стимулирования деятельности бюджетных учреждений по рациональному использованию тепловой и электрической энергии и воды необходимо обеспечить полноценное функционирование механизма реинвестирования бюджетных средств, сэкономленных бюджетными организациями в результате внедрения энергосберегающих мероприятий, отмечается в республиканской программе. Такой механизм является действенным средством стимулирования процессов энергосбережения в организациях бюджетной сферы, поскольку создает прямую материальную заинтересованность во внедрении энергосберегающих мероприятий.

О необходимости мотивации бюджетных организаций в Татарстане говорится на самом высоком уровне. Так, в 2005 году при обсуждении этой проблемы в рамках VI Международного симпозиума “Ресурсоэффективность и энергосбережение” Президент РТ Минтимер Шаймиев высказался в том смысле, что сэкономленные на энергосбережении средства надо пускать на зарплаты бюджетникам “процентов на 80”. Такой принцип Президент Татарстана предложил заложить в новую программу, отметив, что “это мотивация хорошая”.

Однако на практике стимулирование бюджетных организаций пока не реализовано. Как рассказал Евгений Мартынов, принципиальных ограничений для переброски сэкономленных средств “со статьи на статью” нет. Но практически возникают сложности, связанные с тем, что любая экономия бюджетных средств, согласно Бюджетному кодексу, изымается. По словам Евгения Мартынова, “очень непросто без нормативной документации на руках доказать, что достигнут определенный экономический эффект”. Он вспоминает, что однажды в республике была попытка решить эту проблему. Было выпущено постановление правительства, согласно которому в конце года защищались сэкономленные средства. Они декларировались, изымались в бюджет и при формировании бюджета следующего года должны были учитываться как некие поощрения районам, городам. Однако действие постановления было приостановлено.

Как сообщил Евгений Мартынов, на сегодняшний день в Кабинете министров РТ идет согласование нового нормативного документа под рабочим названием “Об утверждении Положения о материальном стимулировании участников реализации энергоресурсоэффективных мероприятий”. Предполагается, что документ вскоре будет принят и вступит в силу с января 2007 года.

В проекте документа заложен механизм реализации с рядом условий. Так, на предприятии предусматривается установка аттестованных коммерческих средств учета потребления энергоресурсов. Данные, получаемые с приборов, должны быть проведены через бухгалтерию в течение финансового года, а затем задекларированы. В документе расписано, как рассчитывать получаемый эффект экономии.

На самом деле приборы учета не являются в республиканских бюджетных организациях диковинкой. По официальным данным, приборами учета оснащены 168 бюджетных организаций республиканского подчинения из 486. В то же время для взаиморасчетов с энергоснабжающими организациями приборы учета используются на 70% объектов, ими оснащенных. На эксплуатацию приборов у организации может просто не быть соответствующих средств. Почему же дорогостоящие приборы учета устанавливались, а сопутствующие действия по обеспечению их эксплуатации не предпринимались? Мероприятия по энергосбережению до сих пор не проводились системно, отвечают специалисты.

Подвижки в этом вопросе должно обеспечить постановление Правительства РТ об утверждении Положения об оптимизации расходов на энергообеспечение, в котором расписана методика расчета затрат бюджетных организаций на поверку и сервисное обслуживание всех технических средств. При этом всем бюджетным организациям предписано включать в свой бюджет эти средства, составлять планы и заключать договоры на обслуживание. Но на данный момент постановление также проходит этап согласований в министерствах.

Кроме того, никаких санкций к бюджетным организациям, не использующим установленные приборы учета, со стороны контролирующих органов не применяется. Можно рассчитывать по приборам учета, а можно и по нормативу. Приборы учета - это довольно сложная техника, предъявляющая требования к качеству эксплуатации, при этом должны соблюдаться требования энергоснабжающих организаций и Госстандарта. Это серьезная инженерная задача, выполнение которой зачастую не под силу, скажем, директору школы с педагогическим образованием. Зачем создавать себе лишние проблемы, если можно просто исполнять смету?

Чтобы исправить положение, перед всеми министерствами и ведомствами поставили задачу создать систему подготовки специалистов, способных понимать техническую задачу, умеющих подписывать договоры и контролировать их исполнение. Решено в течение 5 лет провести повышение квалификации специалистов в области эксплуатации инженерных систем. Приведет ли претворение в жизнь разрабатываемых мер к получению желаемого эффекта энергосбережения? Как минимум будет сделан еще один шаг в нужном направлении.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии