Время и Деньги
03.09.2006 Культура

Ромео и Джульетта: краткий курс

Год назад, вступая в должность главного режиссера Казанского государственного театра юного зрителя, заслуженный деятель искусств России Владимир Чигишев в ряду планируемых постановок назвал и драму Вильяма Шекспира “Ромео и Джульетта”. И слово сдержал: очередной сезон открылся премьерой - серией спектаклей “LOVE STORY в одном действии “Ромео и Джульетта” (так написано на афишах и, соответственно, в программке спектакля). Что же сотворили тюзовцы с пятиактной пьесой английского классика драматургии и поэзии?

Нехорошо, конечно, начинать небольшой отзыв с критики, не в традициях, так сказать, околотеатральной жизни, однако будем справедливы: если податели культурных ценностей далеко отступают от канонов, то почему нельзя нам, смиренным потребителям этих нематериальных даров гениев прошлого и проводников-экспериментаторов настоящего?

Так вот: все больше старинных произведений подвергается купированию, и вполне обоснованно, поскольку в давние времена иная динамика - в жизни и театре - наблюдалась в развитии отношений, конфликтов и, наверное, любви. Отсекая длинноты, третьестепенные детали, постановщики преследуют (и часто добиваются этого) утилитарную цель: удержать внимание зрителя, не дать ему заснуть на спектакле. И большая часть публики даже не подозревает, что исходный текст драмы или уж тем паче оперы претерпел в той или иной степени ревизию. И что увидели мы в казанском тюзе?

От бедного Шекспира осталась, не соврать, третья часть текста пьесы.

Бессмертная история любви мальчика и девочки предстала зрителям адаптированной настолько, что напомнила скорее неглубокую газетную публикацию, рассказик о несчастном случае из жизни “одноклеточных” подростков, чем многостороннее произведение серьезной литературы. Начиная с знакомства главных героев - почти “подъездный роман”: увидел - победил, даже приходить лишний раз не надо, все уже готово. И далее акт разворачивается (кроме, может быть, сцены у балкона), как говорили ранее, галопом по Европам - ну как прогулка из двора во двор на самокатах, на которых время от времени разъезжают герои и персонажи нового спектакля.

Подгонка оригинала под гипотетические требования молодежной аудитории, на мой взгляд, привела к недопустимому снижению уровня конечного “продукта”. Некоторые герои и вовсе остались без слов, при этом зачем-то ходят по сцене. В постановке, кстати, занята почти вся труппа тюза, и пластически спектакль решен интересно, об этом ниже, однако в литературе, мне представляется, слов не заменят никакие удачные телодвижения. Кроме того, оставшийся после купирования текст произносится актерами - молодыми и зрелыми - как бы походя, про себя, в итоге - зрительно красивый, но акустически - междусобойчик, поскольку исполнители ведущих партий работают в лучшем случае друг с другом, но не на зал. И в отношении к звучащему слову - то же снижение, излишнее упрощение. Потому Ромео выглядит маменькиным сынком, заблудившимся в запретном саду удовольствий, один из отцов - придурковатым простолюдином (второй - просто немой), да и к некоторым другим персонажам - служанке, священникам, друзьям Ромео - аналогичные претензии: подворотня.

В этой оценке - не грубость, а сгущение, вернувшееся режиссеру как отражение в зеркале: досокращались, додемократизировались. Даже занавеса нет - зрители еще рассаживаются, в зале свет, а на сцене начинается действие, молодежь поет под гитару свои песни. По задумке постановщика, наверное, все это призвано приблизить героев к зрителям, сделать их для школьной аудитории “своими”. А почему бы не

наоборот - постараться зрителя приблизить к героям: не снижение - а возвышение!

Теперь о хорошем. Молодые актеры - не только главные герои, но и друзья Ромео, несмотря на речевые проблемы, - достояние новой постановки, хотя бы потому, что молодость не заменишь ничем. И на пресс-конференции, прошедшей в театре незадолго до премьеры, главный режиссер весьма лестно отозвался об исполнителях Ромео и Джульетты Иреке Галлямове и Светлане Косульниковой - молодое пополнение, убежден постановщик, с честью вливается в проверенную временем труппу.

Понравилось пластическое решение спектакля. В этом плане работу тюзовских лицедеев можно назвать прекрасной: под руководством балетмейстера Людмилы Парахиной (музыкальное оформление - ее же) и заслуженного деятеля искусств Татарстана Рустама Фаткуллина, он ставил бои, актеры всех возрастов показали замечательную пластику (выделю Павла Густова (Парис) и Николая Чайку (Тибальт), у Чайки, кроме того, бережное отношение к сценическому слову).

Если говорить о сценографии в целом, оформление - интересное, красивое, насыщенное античными символами, - народный художник Татарстана, лауреат Государственной премии РТ Сергей Скоморохов, пожалуй, “не испортил” ни одного спектакля, а только “улучшил” - правильная работа, особенно если учесть, как недавно обмолвился директор тюза, заслуженный работник культуры Татарстана Фарит Шамсиев, жесткие и не очень широкие финансовые рамки нашего театра юного зрителя.

Ну и, конечно, “фишка” спектакля - авторские песни, исполняемые под гитару создателями - актерами Иреком Галлямовым, Алексеем Зильбером (Меркуцио) и Арсением Курченковым (Бенволио). Правда, сами песни, кроме последней, мне не понравились, не потому, что плохие, а потому, что - по большому счету - играют на снижение (самодеятельные песни надо петь у костра, на сборах КСП, - не рядом с Шекспиром).

Из второстепенных персонажей особое внимание зрителей привлекла Кормилица Джульетты - заслуженная артистка Татарстана Елена Ненашева. Образ - на грани дозволенного. Да, у автора Кормилица не ангел и слов не выбирает, и я бы принял все это немного усиленным режиссером и актрисой, если бы “суперсовременный” характерный образ был исключением в спектакле, а когда и остальные “из этого же двора” - уж слишком.

“Жду колоссальный успех, аплодисменты, цветы, крики “Браво!”, автографы артистов...” - помнится, сказал перед премьерой Владимир Чигишев. Что ж, довольство собой - великая движущая сила, в том числе и в искусстве. Добавим к ней слабые потуги критиканства - чтобы семимильным шагами вместе бежать к расцвету одного их лучших театров Казани.
6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии