Время и Деньги
06.06.2006 Политика

Практики вероятностей

На прошедшей неделе новостью номер один для огромного количества СМИ на Западе и немалого в России стала смерть экс-эфэсбешника Александра Литвиненко в одной из лондонских клиник. Вообще-то смерть во всю историю человечества была ньюсмейкером номер один, тем более смерть загадочная и (или) ужасная, но чтобы солиднейшие европейские издания уподобились таблоидам и отдали первые полосы этому и почти исключительно этому событию, хозяевами СМИ должен был двигать какой-то очень сильный посыл. Какой?

Один ответ на этот вопрос уже дан: деньги. Британская Daily Mail, а следом - пара российских информагентств (за ними - пара отечественных телеканалов и газет) сообщили, что гонорар, полученный агентством Bell Pottinger Communications за пиар-сопровождение скандала вокруг Александра Литвиненко, составлял 10 тысяч долларов США за каждый день, и предположила, что он мог быть выплачен структурами, близкими к Борису Березовскому. Так как ни само агентство, ни "структуры" БАБа это сообщение не опровергли (в BPC "Коммерсанту" заявили лишь, что "спекуляцией" является сумма ежедневного гонорара), можно считать денежное стимулирование независимых английских и прочих СМИ в данном случае фактом. Но, как говаривал герой незабвенного романа "Вся королевская рать" Вилли Старк, "деньги могут только то, что могут деньги, а все могут связи". Думаю, это второй ответ на вопрос о посыле, точнее - вторая часть ответа, причем речь надо вести не столько о каких-то там пошлых связях в определенных кругах Березовского, Невзлина и им подобных, сколько о связи времен.

Приходится признать, что наша Родина до сих пор является в глазах западного общества и влиятельной части его истэблишмента воспреемником СССР не только в юридическом плане, но и в репутационном: "рука Москвы" (вар. - "рука КГБ"), "империя зла" и прочие стереотипы воспроизводятся в сознании тамошних обывателей мгновенно и сочувственно при малейшем поводе, а тут - медленная и мучительная смерть в результате отравления загадочным, не поддающимся идентификации ядом, человека из той системы, "бросившим вызов системе" и безжалостно, изощренно уничтоженным ею… Но ею ли?

Даже самые безудержные критики существующего сегодня в России "режима", самые оголтелые, как говаривали во времена оно, его противники признают, что в действиях московского Кремля определяющим фактором является рациональность, расчет - холодный, бездушный, допустим, но расчет - не эмоции, не паранойя. И те же критики признают, что (при всей профнепригодности российского правительства) во внешней политике Россия демонстрирует рациональность высокого интеллектуального уровня. Если так, то надо признать, что и смерть Литвиненко, обставленная стараниями его "друзей" трагифарсовыми декорациями, и убийство Политковской крайне невыгодны Путину и его команде, - понятно же, что кто бы и почему бы не убил, кивать будут на "руку Кремля", подразумевая, что с этим режимом нельзя иметь дело (то есть бизнес, в переводе на английский). Что и требовалось. Доказать и сделать.

Так что, опять козни инфернального Бориса Абрамовича Березовского? Ой, не знаю… Не удивлюсь, если следующим трупом в разворачивающемся на наших глазах триллере окажется именно он, но не сегодня и не завтра, а, скажем, к началу кампании по выборам Президента России. (Как не удивлюсь сообщениям о том, что БАБ спешно переходит на нелегальное положение - он же умный все-таки человек, не может не просчитать вариант, что в какой-то момент и его могут использовать втемную, как козла отпущения). А "до того", как ни печально, думается, в нашей стране может произойти череда событий столь же страшных, сколь и отвратительных. Не знаю что именно - не читал сценария. Может быть, нечто вроде второго Чернобыля, провоцирования резни в некоем регионе… вряд ли новые взрывы домов (это было бы уж слишком примитивно - расчет на второе издание книжки "ФСБ взрывает страну"), может, пакости разрядом пониже - смысл один: раскачать ситуацию внутри России, связать ей руки вовне и в итоге "посадить на царствование" удобных и угодных (угодливых), не упертых на идее возрождения России как великой державы, не самостоятельных. "Карфаген должен быть разрушен".

Это не заговор, как поспешил заявить г-н Ястржембский, смешно увязавший смерти Политковской и Литвиненко с датами зарубежных визитов Президента РФ (уж смерть от отравления подгадать к дню саммита Россия - ЕС - это нечто запредельное), заговоры делают бабушки колдуньи, а мы имеем реальную геополитическую борьбу. Путин оказался никудышным преемником Ельцина, он обманул ожидания очень серьезных людей, а такое ими не прощается, тем более что Путин вознамерился сохранить преемственность политики и после своего ухода с поста президента, приведя к власти единомышленника. Удастся постановка двухактной (от выборов в Думу до выборов Президента) драмы? Зависит от ресурсов, которыми располагают противоборствующие стороны, от их способностей использовать имеющиеся ресурсы сполна.

В таком контексте, между прочим, обнаруживаются новые смыслы и у идеи отмены выборности губернаторов, и у идеи снятия "порога явки" на выборы всех уровней. Да, в аналитических центрах московского Кремля возобладало, кажется, представление о стране как об "осажденной крепости", и верховная власть предпринимает ряд шагов, исходя из соответствующей логики, имея целью не допустить никаких потрясений (см. Столыпина - "вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия"), избавляя себя от того, чтобы оказаться перед фактом чрезвычайного положения. Не в русле традиции либеральной демократии, кто спорит. Но кто перекрывает это русло?

"А кто тебе сказал, - предвижу встречный вопрос, - что вся эта череда описанных тобой событий, уже случившихся и, по-твоему, возможных, не есть воплощение макиавеллиевского плана сохранения во власти "путинцев" и ничего более?" Отчего же не сказал? Говорят, - и в газетах наших свободолюбивых, и в Интернете. Более того, в плоскости абстрактного, "шахматного", если угодно, анализа, и такое возможно. Вопрос только в степени вероятности того или иного посыла. Вероятность того, что Путин замыслил довести страну до чрезвычайщины и ценой потери ее позиций во внешнем мире и потери собственного лица остаться у власти, мне представляется исчезающе малой. Вероятность того, что его пытаются толкнуть на нечто подобное, вывести из равновесия, в том числе душевного, - увы, весьма значительной.

Вывод на сей день один: нас ждут очень непростые два года; будьте бдительны.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии