Время и Деньги
26.09.2006 Культура

О, Рио, Рио...

“Композитор А. Жобим // Был братвой весьма любим, // Много всяких босанов // Написал для пацанов”, - сочинила как-то моя приятельница. Между тем 10-го декабря в БКЗ им. С.Сайдашева собрались отнюдь не “пацаны”, а те, кого в советские времена принято было относить к так называемой “прослойке”: начищенные желтые ботинки, блестящие очки, нервные одухотворенные лица. Ценители джаза всех возрастов жаждали услышать бразильские ритмы, и никого не смущала некоторая несообразность: латин-джаз играли не южноамериканские музыканты, а московская группа “Esh”.

Изюминка этого комбо - редкая даже в джазовой среде космополитичность. Название коллектива, исполняющего латиноамериканскую музыку, переводится как “огонь”... с иврита, а объясняется такой неожиданный выбор тем, что Игорь Надеждин, пианист и бенд-лидер “Esh”, долгое время проживал в Израиле, где у него и возникла идея собрать команду, играющую бразильский джаз. Юная вокалистка Анна Клесун родом из Казахстана, в первом составе группы играли перкуссионист из Узбекистана и появившийся на свет в Зеленодольске ударник (да и нынешний, Ильдар Нафигов, из родной республики). Но встретились музыканты из разных городов и стран в Москве, и в конце 2002-го года в клубе “Оракул Божественной Бутылки” группа дала первый концерт.

Бразильский джаз - для начинающего комбо вариант беспроигрышный, “латина” любима во всем мире. Самба, румба, сальса... и босанова, “новый стиль”, изобретенный в конце 50-х годов в Бразилии, смесь самбы с кул-джазом западного побережья Северной Америки. Создателями босановы считаются гитарист Жоао Жильберто и композитор Антонио Карлос Жобим, вошедший в историю мировой музыки как автор знаменитой “Девушки из Ипанемы”. Исполняли босановы не только бразильские музыканты, но и Диззи Гиллеспи, Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, а со временем из джаза босанова стала проникать в другие музыкальные направления. Так, в Союзе ритм далекого океана пришелся по душе и джазменам, и бардам, португальские тексты давно переведены на язык родных осин. Но коллектив “Esh” в очередной раз - музыканты выступали у нас пару лет назад - порадовал ценителей латин-джаза оригинальной тактикой: джазмены исполняли босановы на португальском языке. Играли композиции Жобима - куда ж от него денешься. Но действительно хороши у “Esh” вещи собственного сочинения (с комбо работает латиноамериканский поэт Жуао Эжипту). Душераздирающее впечатление произвела на слушателей лирическая композиция Игоря Надеждина “Назад к воспоминаниям”, где соло контрабаса (Владимир Кольцов-Крутов) временами напоминало запилы электрогитары Нейла Янга. В целом же играли столичные джазмены образцово и со вкусом - то есть никак. Феерического шоу, обещанного в программе, не вышло: вокалистка добросовестно пыталась разжечь зал, но атмосфера оставалась прохладной, а второе отделение “скомкали” сами музыканты: сыграли три вещи и - ушли. Дескать, это вам не Рио-де-Жанейро.
5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии