Время и Деньги

Евгений ВДОВИН: "Серьезной базы у террористов и экстремистов в Татарстане нет"

Сегодня - День работников органов безопасности Российской Федерации. По случаю знаменательной даты руководитель УФСБ РФ по Татарстану генерал Евгений Вдовин рассказал корреспонденту “ВиД” о работе своего ведомства.

- Расскажите об основных задачах, стоящих на сегодняшний день перед татарстанским УФСБ.

- Общие задачи, стоящие перед ФСБ России - это обеспечение безопасности личности, общества и государства. Аналогичные задачи решают чекисты Татарстана в пределах своего региона. Но есть и частные, наиболее приоритетные задачи, которые перед нами ставит сама жизнь. Сегодня это борьба с терроризмом и экстремизмом, в том числе “экспортом” этих негативных явлений из-за рубежа, попытками эмиссаров международных экстремистских и террористических организаций создать филиалы в Татарстане, вовлечь в противоправную деятельность молодежь, посеять межнациональную и межконфессиональную рознь и создать очаг нестабильности в регионе.

- Какие именно силы, по вашему мнению, представляют наибольшую угрозу для республики: экстремисты, оргпреступность или нечто другое?

- Если вы имеете в виду незаконный оборот наркотических средств, оружия и боеприпасов, контрабанду драгметаллов, крупные имущественные и хозяйственные преступления, нарушение нормальной деятельности объектов жизнеобеспечения, промышленности и транспорта, то они, точно так же, как террористические и экстремистские проявления, нарушают право наших сограждан на безопасность. Тем более, что эти преступления зачастую взаимосвязаны. Недавно Верховный Суд России поставил точку в широко известном “бугульминском деле” - трое преступников, совершивших подрыв коммунального газопровода в 2005 году, были осуждены к длительным срокам лишения свободы по статье 205 Уголовного кодекса, то есть за терроризм. Но ведь тот самый коммунальный газопровод они подорвали с помощью промышленной взрывчатки - гексогена, которая в России, как вам известно, свободно не продается. Значит, мы имеем дело и с незаконным оборотом взрывчатых веществ. В известном деле о расследовании деятельности “Исламского джамаата” фигурирует не только взрывчатка, но и автоматы АК-74 - вот пример незаконного оборота оружия, которое планировалось использовать в террористической деятельности. Известны случаи, когда финансирование подобных преступных сообществ осуществлялось за счет торговли контрафактной продукцией, запчастями для большегрузных автомобилей, а это уже хозяйственное преступление. Пожалуй, наибольшую угрозу для людей представляют именно такие случаи “преступной кооперации”.

- Насколько велика угроза республике со стороны экстремистских организаций после ликвидации “Исламского джамаата” и “Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами”? Могли ли реализовать свои планы террористы?

- Правоохранительным органам республики в 2005-2006 годах удалось пресечь деятельность ряда международных террористических и экстремистских организаций, в том числе, как вы правильно заметили, “Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами”. В планы членов этой структуры входит ни много ни мало создание всемирного халифата с включением в него Татарстана. То есть они фактически посягали на территориальную целостность нашей страны. В узбекском городе Андижане они перешли к активной деятельности и остановить их удалось только путем войсковой операции. У нас в республике деятельность организации была пресечена своевременно, на стадии приготовления к преступной

деятельности. Однако говорить, что организация “Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами” полностью прекратила свое существование, преждевременно, мы свою работу продолжаем.

Что же касается “Исламского джамаата”, то расследование велось Прокуратурой Татарстана, дело передано в суд, и до начала судебных слушаний излишние подробности могут только повредить. Члены этой организации обвиняются в подготовке к совершению серии терактов в ходе празднования 1000-летия Казани и других тяжких преступлениях. Если бы им удалось осуществить свои намерения, это привело бы к большому числу жертв среди мирного населения, разрушению объектов жизнеобеспечения и предприятий, которые мы называем “флагманами” экономики Татарстана. Будем ждать судебного решения, которое определит дальнейшую судьбу “Исламского джамаата”.

Татарстан как республика с развитой и стабильной экономикой, обширными международными связями, конечно же, привлекает и будет привлекать сторонников международных экстремистских и террористических организаций. Но мы к таким угрозам - и к адекватному ответу на них - готовы.

Угрозы совершения террористических актов на территории Татарстана исходят от членов незаконных вооруженных формирований Чеченской Республики (как тот же “Исламский джамаат”) и международных террористических организаций, примером чему может служить “бугульминское дело”. За последние годы десятки террористов осуждены. В Татарстане в плане межгосударственного обмена мы стали более внимательными и с традиционным гостеприимством встречаем только тех зарубежных гостей, которые посещают нас с добрыми, конструктивными намерениями. Деловые, культурные, религиозные связи нам нужны. А вот на пути эмиссаров зарубежных экстремистских и террористических организаций мы вправе поставить барьер и этим правом пользуемся. На сегодняшний день угроза совершения терактов в республике значительно снижена, но говорить о ее полной ликвидации нельзя. Самое главное, что теперь у органов власти и управления республики, правоохранительных органов есть опыт, есть система борьбы с терроризмом, есть видение того, какие неотложные меры нужно принимать уже сегодня. И люди нас поддерживают.

- Сколько татарстанцев может иметь отношение к деятельности экстремистских формирований?

- На сегодняшний день выявлены и частично привлечены к ответственности десятки лиц. Их немного, поддержкой населения они не пользуются, сторонников ищут среди людей с заниженной самооценкой, лишенных морально-нравственных устоев. Но количество не всегда пропорционально масштабу нанесенного вреда. Мы продолжаем свою работу и, честно говоря, радуемся, когда подозрения в отношении того или иного человека не подтверждаются - это уже сами люди борются с терроризмом, отвергают экстремистскую идеологию, превращают террористов в социальных изгоев, находящихся в вакууме. Жители республики прошли большой исторический путь и фундаментальные принципы толерантности, веротерпимости, мирного сосуществования вырабатывали веками. Так что серьезной базы у террористов и экстремистов в Татарстане нет и быть не может.

- По некоторым данным, в Татарстане не раз бывали эмиссары “Аль-Каиды”. Какие меры принимаются для предотвращения проникновения в республику экстремистских организаций?

- В одном из интервью муфтий ДУМ РТ Гусман-хазрат Исхаков, говоря о религиозном фундаментализме, сказал, что мы должны научиться отличать Божий дар от яичницы. Сейчас мы это умеем делать, и эмиссар “Аль-Каиды”, кстати, не экстремистской, а террористической организации, под каким бы обличьем к нам ни приехал, попадет под плотный оперативный контроль правоохранительных органов Татарстана. Само слово “Аль-Каида” у людей вызывает резкую неприязнь, и поэтому сторонники этой организации выступают от лица других религиозных формирований и зачастую на первоначальном этапе смысл и нацеленность их высказываний определить трудно. Верующим нужна помощь и поддержка священнослужителей.

В начале 90-х годов люди были слишком доверчивы и открыты. Да и возможности по подготовке исламских священнослужителей были ограничены. Поэтому не исключаю, что в те далекие годы к нам могли попасть и лица, связанные с “Аль-Каидой”. Но сейчас в Казани работает Российский исламский университет, множество медресе и, следовательно, расширились возможности получить среднее и высшее религиозное образование. Потребность в иностранных миссионерах невысока, приглашаются только лучшие и сторонников “Аль-Каиды” среди них нет.

- Прокомментируйте ситуацию с расследованием деятельности казанского отделения РНЕ.

- Сразу хотелось бы сказать, что организация “Русское национальное единство” в республике запрещена решением Верховного Суда РТ. Речь идет о небольшой группе лиц, которые декларируют свою принадлежность к запрещенной организации и обвиняются в совершении ряда преступлений против личности. Им, в частности, инкриминируется избиение студента КГУ африканского происхождения. Данное преступление удалось пресечь. И это радует - люди не остаются равнодушными к тому, что происходят вокруг, не мирятся с расовой дискриминацией, готовы защитить гостя из другой страны. Что же касается задержанных, то им предъявлено обвинение, уголовное дело ведет Прокуратура Татарстана, и мне не хотелось бы, чтобы какие-либо комментарии повредили следствию. Дождемся суда и составим свое мнение - так происходит во всех правовых государствах.

- Насколько велик интерес иностранных разведок к оборонным предприятиям Татарстана? Если да, то к каким именно. Были ли за последнее время примеры задержания иностранных разведчиков?

- Хотелось бы избежать этого вопроса, контрразведка - дело секретное уже по определению, но, видимо, не удастся. Да, интерес иностранных разведок к предприятиям оборонного комплекса Татарстана не снижается. Это косвенное подтверждение того, что мы по-прежнему располагаем передовыми оборонными технологиями, которые делают нашу военную технику конкурентоспособной. Иноразведки интересуют в первую очередь успешные промышленные предприятия и оборонные НИИ. Какие - конкретизировать не следует, чтобы не облегчать задачу нашим противникам. Методика борьбы с возможной утечкой информации нами отработана и неоднократно показывала свою эффективность. О разоблачениях шпионов и предотвращенных устремлениях спецслужб говорить еще рано. Рассказывать об этом будут наши внуки лет через пятьдесят - тогда, когда информация о наших маленьких и больших победах на невидимом фронте не повредит новому поколению чекистов Татарстана.

- Что бы вы хотели пожелать сегодня сотрудникам органов безопасности.

- Пользуясь возможностью, поздравляю личный состав Управления ФСБ России по Республике Татарстан, ветеранов органов безопасности с профессиональным праздником - Днем работника органов безопасности. В Новом, 2007 году, желаю вам и вашим родным здоровья, счастья, семейного благополучия. Оперативной удачи и новых успехов в службе!
16
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии