Время и Деньги
17.10.2003 Общество

ТатАЭС - угроза всему Поволжью

С этого началась наша беседа об итогах IV Международной антиядерной конференции, прошедшей на днях в Татарстане, с Альбертом Гараповым, председателем Антиядерного общества РТ. Совсем не случайно она объявлена чрезвычайной. Представителям “зеленых” движений, которые созданы сейчас практически в каждом российском регионе, есть от чего переполошиться. Затаившийся было на некоторое время Минатом России возобновил экспансию, пытаясь продолжить или начать строительство АЭС на российских просторах. В числе этих объектов и ТатАЭС, что делает для жителей республики ядерную тему особенно актуальной.- На конференцию съехались “зеленые” из Балакова, Костромы, Башкортостана, Москвы, а также татарстанцы - из Набережных Челнов и Елабуги. Свои доклады для заочного участия прислали экологи Киргизии, Казахстана, Ульяновской области. Все мы в определенном смысле товарищи по несчастью: над нашими регионами нависла атомная угроза, - сказал Альберт Гарапов. - Так, балаковцы активно борются, в том числе и в судах, против строительства пятого узла Балаковской АЭС, о чем рассказала Анна Виноградова, заместитель председателя городского отделения ВООП. Вопреки распространяемой Минатомом “дезы” о якобы высокой надежности этой станции, аварии на ней случались уже не раз. Не от хорошей жизни балаковцы обратились в суд...

А костромичи, которых представляла Тамара Добрецова, председатель движения “Во имя Жизни”, аж до Страсбургского суда дошли, отстаивая легитимность проведенного в Костроме референдума. По его итогам жители области - убежденные противники строительства АЭС на их территории.

Кстати, судебную практику коллег-”зеленых” стоит взять на вооружение: ведь в случае, если сторонники этой безумной идеи прошлого века - о строительстве АЭС в Татарстане - возобладают, нам придется последовать их примеру.

- Вы считаете, что ТатАЭС представляет большую опасность, чем Балаковская или Костромская станции?

- На этот счет есть заключения солидных ученых. Аргументы, приводимые ими, татарстанцы уже выучили наизусть: станцию предполагали строить на тектоническом разломе, что неминуемо обернется вторым Чернобылем, дело лишь в сроках.

Вопреки всем правилам она проектировалась ниже Нижнекамского водохранилища - последствия очевидны. В 30 километрах от станции расположен город - даже по нормам самих атомщиков расстояние не может быть меньше 35 км. И наконец, без разрешения народа, населяющего республику, строительство невозможно, а народ разрешения не давал.

И без того радиационный фон в республике повышается из-за роста нефтедобычи. Вдобавок ко всему представители международного социально-экологического союза сообщили нам, что через территорию республики будут проходить составы с радиоактивными отходами. Кто из наших депутатов Госдумы голосовал за их захоронение в России? Давайте вспомним всех поименно и подумаем, а тем ли мы вверили свою судьбу...

- Участником конференции был известный академик Михаил Лемешев, в прошлом эксперт ООН по охране окружающей среды...

- Михаил Яковлевич - противник атомной энергетики. В своем выступлении он напомнил, чего стоил стране Чернобыль. Помимо 29 пожарных, жертвами катастрофы стали тысячи солдат и офицеров, так называемые “ликвидаторы”, из которых многие уже погибли. Кроме того, миллионы людей в Белоруссии и на Украине получили заражение радиоактивным йодом, от чего страдают по сей день.Тех, кто получил облучение в 35 бэр, по самым скромным подсчетам, более 700 тысяч.

Но, как сказал М.Лемешев, даже при благополучной эксплуатации АЭС люди подвергаются мутации в двух-трех поколениях. Вокруг АЭС наблюдается концентрация радионуклидов, в десятки раз превышающая естественную. Повышение радиации в окружающей среде даже на долю рентгена угрожает человечеству миллионами тяжелых наследственных аномалий. Безопасного уровня радиации не может быть вообще. Не случайно же в 2000 году Россия наконец-то вслед за Западом ужесточила нормы на радиацию в продуктах в 40 раз. Каждый атомный энергетический реактор мощностью 1000 мегаватт в год “производит” 20 тонн твердых радиоактивных отходов и 100 тысяч кубометров радиоактивной воды, которые еще не научились “хоронить” с должной долей надежности. Поэтому АЭС - это опасность, которую мы оставляем в наследство детям и внукам.

Рассуждения же об экономичности атомной энергетики, по мнению Лемешева - блеф. При учете всех затрат на добычу топлива, эксплуатацию станции, захоронение радиоактивных отходов АЭС оказываются самым дорогим из поставщиков энергии. Более того, энергетический баланс АЭС - нулевой, поскольку объем выработанной энергии оказывается равным, а то и меньшим объема энергии, затраченной на добычу урана, создание топлива, захоронение отходов. Не случайно же в США заказы от частных фирм на строительство АЭС отсутствуют с 70-х годов, в Германии и Швеции закрывают действующие. АЭС выгодны не России, не ее народам, а исключительно атомным корпорациям, отечественным и международным. По имеющимся оценкам, сказал М.Лемешев, около 90 процентов россиян против строительства АЭС и ввоза ОЯТ.

- Есть ли альтернатива атомной энергетике?

- Конечно же, есть. В промышленно развитых странах более 20 лет ведутся работы по энергосбережению, солнечной энергетике, использованию энергии ветра, термальных вод, энергии морей, сил гравитации, разности потенциалов металлов и т.д. Кстати, и в России в области солнечной энергетики достигнуты потрясающие успехи. Солнечная энергетика способна составить конкуренцию не только АЭС, но и электростанциям на ископаемом топливе.

- Конференция приняла какие-то документы?

- Приняты обращения к президентам России, Татарстана, Башкортостана, стран СНГ, в которых говорится, что планы Минатома поставить в России 35 новых блоков АЭС ведут к угрозе радиоактивного поражения всей страны и антинародны по своей сути. Выгоду получит лишь Минатом и атомное лобби. Мы призываем прекратить строительство новых АЭС в России и запретить ввоз ОЯТ.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии