Время и Деньги
03.11.2006 Культура

Дяденька, танцующий в полумраке

В Казани прошло единственное выступление Петра Мамонова - музыкант и актер показал публике моноспектакль “Мыши плюс зелененький”.

Утром, приехав в столицу Татарстана, Мамонов сразу же позвонил настоятелю Раифского подворья в Казани отцу Филиппу и попросил исповедовать его. Отношения Петра Николаевича с церковью серьезно выстраиваются последние десять лет. Вечером в Молодежном центре состоялся спектакль, и зал был полон.

В Мамонове есть что-то от героев Достоевского, если бы они попали в предлагаемые обстоятельства персонажей Самюэля Беккета. Людям с хорошо развитым здравым смыслом лучше его выступления не смотреть. Тот же, кто обладает хорошей долей иронического мышления, получит если не удовольствие, то, во всяком случае, испытает некоторое удовлетворение от возможности раскрепощения. Настроиться на волну Мамонова трудно, но возможно.

Сам-то Мамонов, танцующий все полтора часа спектакля, раскрепощен основательно. “Я - дяденька странненький”, - говорит он о себе.

Все это время мы присутствуем при длинном-длинном монологе, кому-то он покажется “новым языком” в искусстве, кому-то - потоком сознания. Самое удивительное, что и первые, и вторые будут правы.

Мамонов ироничен, это способ, как гласит учебник литературоведения, возвышения над предметом с помощью насмешки. Вот артист и возвышается над бытом, над скучной жизнью и согражданами, проживающими век без энтузиазма и интереса к жизни. Ирония - это болезнь, незнакомая душевным и телесным врачам, ею поражены самые чуткие, самые живые дети своего времени, когда они смеются над несчастьями, невозможно понять, увидишь ли ты еще раз этого человека, не выпьет ли он с часу на час уксусной эссенции. Так писал об иронии сто лет назад один из выдающихся русских поэтов. Ирония - одна из главных составляющих моноспектакля Петра Мамонова.

Итак, он иронизирует, он эпатирует публику. Он даже играет в “голого короля”, и тот, кто ищет глубинных смыслов в его “художествах”, рискует повторить печальную участь доверчивых граждан в известной сказке Андерсена. Иногда так и хочется воскликнуть: “А король-то голый!”. Думаю, услышав это, Мамонов бы не обиделся, а, напротив, обрадовался. Потому что его способ игры оказался понятным.

“Мыши плюс зелененький” сам исполнитель называют “бредом”. Перед нами типичный спектакль в жанре театра абсурда - одного из самых реалистичных жанров нашей российской жизни. Но бред и абсурд - все это очень холодно и умозрительно, у Мамонова же есть еще нечто, что делает его моноспектакль приемлемым для российского зрителя, существование которого в зале будет некомфортным, если не прозвучит нечто душевное.

Мамонов смотрит в зал доверчивыми глазами ребенка, и по этому взгляду видно, как он любит людей. Он поет нам о “синем небе насквозь”. Под таким небом хочется жить.

Когда спектакль окончился, присутствующий в зале игумен Филипп поднялся на сцену и подарил артисту Казанскую икону Божьей Матери, выполнив, таким образом, поручение Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия. Наш архипастырь наградил Петра Мамонова за проповедь веры в фильме “Остров”. К вере все идут разными путями. Иногда и переболев этой странной болезнью, называемой “иронией”.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии